СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление"Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление "Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе" поможет учителю в подготовке и проведении уроков  математики.

Просмотр содержимого документа
«Выступление"Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе"»

Публикация «Современный урок с позиции формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Подготовила : Токарева М.А, учитель начальных классов МКОУ «Медвенская СОШ»

2023 г.

С 1 сентября 2022 года мы стали учить детей по обновленному ФГОС НОО. Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты, а с 2023 года все в строгом порядке перешли на обновлённый ФГОС не имея учебники, да сейчас учебники не являются главной основой обучения .Появилось новое понятие «функциональная грамотность»,которая вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Сейчас обществу нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности указывает на социокультурные достижения общества; низкий – на то что у человека могут возникнуть проблемы в общении с социумом, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать свои взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить всех учащихся к жизни, обучив мобильного человека, способного при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции. А это значит , что основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, ложится на плечи учителя. При планировании уроков все формы и методы работы направляю на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе мне помогают задания, соответствующие уровню логических приемов.

Уровень

Примеры заданий 

1.Знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 

2. Понимание

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 

3. Использование

Применить, проиллюстрировать, решить 

4. Анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 

5. Синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 

6. Оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 

Остановлюсь подробно на уроке математики . Исходя из практики, я пришла к выводу, что практико-ориентированный подход, дифференцированный подход, развивающий и системно-деятельностный подходы, являются средствами развития математической грамотности. Я использую в своей практике активные методы обучения, такие как модерация, мультимедиа, игровые технологии. Хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощь компетентностных ,интегрированных заданий и информационных технологий.

Компетентностные задания помогают мне привить интерес учеников к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Их удобно формировать с помощью разработанной системы задач:

1 группа – задачи, в которых требуется отыскать факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

Приемы: Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

Для формирования функциональной грамотности школьников использую такие технологии, как

  • Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. 

  • Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.

  • Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

 Представляю ряд заданий  используемых на уроках математики способствующих  развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

  Различные формы работы над  задачей. 

1. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

2. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.

3.  Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

Задача: В первой  корзине  яблоки. Это на 16 яблок больше, чем во второй корзине. Сколько яблок в двух корзинах?

4. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

5. Объяснение готового решения задачи.

 Изменение вопроса задачи.

В саду росло 25 кустов смородины, а сливы в 5 раз меньше. Сколько росло слив?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

6. Составление разных выражений к данным задачам

7. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

8. Выбор способа записи решения задачи (выражением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

9. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

10. Составление и решение обратных задач.

Нестандартные задачи. 

У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

(Об углах четырехугольника)

 Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

(Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.)

 В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Восемь.)

Логические задания. 

Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?
Предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

  2. Что растет не березе - яблоки или груши?

  3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

  4. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

  5. Столица России - Париж или Минск?

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

3 класс

  1. На столе лежат пятиугольники и шестиугольники. Всего у них 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе? ____________________________________

  2. Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4921508, чтобы получившееся число было как можно меньше?________________________________________

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

1.Напиши такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последних числа сложи. 891 + 198 = 1089

ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

 1.Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3.

СЮЖЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага

вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

Использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни

Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни.

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Главная наша цель - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. И мы на начальном этапе обучения с этим справляемся, хотя следует отметить, что не всегда нам легко, т.к. в классе есть учащиеся с низкой мотивацией к учению, есть случаи отсутствия помощи и поддержки со стороны родителей. Поэтому я пришла к выводу, что начатую работу по развитию математической грамотности нужно продолжать, использовать апробированные формы работы и виды заданий, а, следовательно, повышать качество знаний по предмету.

В работе ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ использую ССЫЛКу НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ- открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

Проанализировав задания учебника, учебных пособий, рабочих тетрадей и выяснила, что многие из них направлены на развитие функциональной грамотности.И в заключении хочу предложить пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности-одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:

1.Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.

2.Играть в математические игры.

3.Давать жизненные задания.

4.Подключать родителей.

5.Использовать цифровые ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!