Тема: «Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения»
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Причины низкой читательской активности:
усиление влияния средств массовой информации
резкое изменение общественной жизни
изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми
отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников
ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д. С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем. Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умений учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
обобщённых способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений.
Главным направлением стандарта является изменение уклада начальной ступени образования. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, раскрытия личностного потенциала на основе продуктивного обучения в условиях системно-деятельностного подхода.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.
Эта технология направлена на формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке
Цель:
Задачи:
формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса
приобщение к литературе как к искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей
Три этапа работы с любым текстом:
До чтения текста:-просмотровое чтение.
Результат: предвосхищение чтения, создание мотива чтения
Во время чтения текста:-изучающее чтение (диалог с автором, вычитывание подтекста)
Результат: интерпретация текста
3) После чтения текста:-рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Достоинства технологии: применима самостоятельно вне урока
возрастосообразна и доступна
ориентирована на развитие творческой личности
развивает умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания текста на уровне смысла
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС