СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "«Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление "«Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения»»

Тема: «Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения»


Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.

К.Д. Ушинский

Причины низкой читательской активности:


усиление влияния средств массовой информации

  • резкое изменение общественной жизни

  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми

  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников


ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д. С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем. Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской или Технология продуктивного чтения.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умений учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

  • обобщённых способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений.

Главным направлением стандарта является изменение уклада начальной ступени образования. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, раскрытия личностного потенциала на основе продуктивного обучения в условиях системно-деятельностного подхода.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору с помощью конкретных приёмов чтения.

Эта технология направлена на формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке

Цель:

  • формирование читательской компетенции школьника

Задачи:

  • формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста

  • одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса

  • приобщение к литературе как к искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями

  • развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей



Три этапа работы с любым текстом:

  1. До чтения текста:-просмотровое чтение.

Результат: предвосхищение чтения, создание мотива чтения

  1. Во время чтения текста:-изучающее чтение (диалог с автором, вычитывание подтекста)

Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста:-рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Достоинства технологии: применима самостоятельно вне урока

  • возрастосообразна и доступна

  • ориентирована на развитие творческой личности

  • развивает умение прогнозировать результаты чтения

способствует достижению понимания текста на уровне смысла

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС































Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС