Выступление учителя технологии Дикой И.В. на тему:
« Творчество учителя и учащихся
на уроках технологии »
А.С. Макаренко «Воспитание в труде»:
«Творческий труд возможен только
тогда, когда человек относится к работе
с любовью, когда он видит
в ней радость, понимает пользу и необ-
ходимость труда, когда труд делается
для него основной формой проявления
личности и таланта ».
Тема о творческой деятельности учащихся на уроках технологии неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках. Учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда с учётом возможностей образовательного учреждения, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся. С целью развития у обучаемых творческих способностей предусмотрено широкое вовлечение их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий, имеющих реальную личностную и общественную значимость. В своем выступлении хочется отразить стремление показать особенности уроков технологии и проявление творчества детей в конкретной обстановке ,проанализировать повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе развития и творчества учащихся.
Как можно полнее раскрыть данную тему можно опираясь на литературные источники, на свой опыт работы с детьми, на результаты своего труда. Основную долю обработанного мною материала составят данные обычных, повседневных наблюдений. Приведенные в выступлении факты наблюдений охватывают значительный период времени – учебный год.
В целях приобщения учащихся к творчеству нужна хорошо продуманная система эстетического воспитания на уроках технологии, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты.
Учащиеся только тогда переживают по-настоящему радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия. Чтобы добиться такого положения, учащиеся должны ясно представлять себе, как должно выглядеть отлично выполненное трудовое задание. Для этого я показываю образцы готовых изделий.
Подбирая изделия для работы, обращаю внимание на эстетические требования к ним.
Но это не только внешняя красота. Изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимаю наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.
На уроках технологии особое внимание уделяю специфике взаимоотношений в коллективе, содержанию в чистоте и порядке инструментов, одежды, помещения. Всё это отражается на работоспособности и настроении всех, кто приходит в кабинет, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и о находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.
Высокая трудовая культура – одна из характерных черт передовых работников производства. Образцовый, культурный рабочий всегда работает по плану, бережно относится к расходованию материалов и рабочего времени, заботится о сохранности инструментов и приспособлений, стремится к усовершенствованию технологий.
Меня радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе на уроках. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.
Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах.
Размышляя о педагогике творчества с позиции философии, хочу отметить, что ТВОРЧЕСТВО – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания учёных-психологов – вопросы о структуре творчества, путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.
Педагогика творчества – наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной особенностью педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленную на
реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника. Изучая исследовательские труды ученых, можно отметить, что педагогику творчества следует рассматривать как науку о педагогической системе двух взаимосвязанных видах человеческой деятельности: педагогике воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Отсюда цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимают сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:
- осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;
- потребности в творческом взаимодействии с учащимися;
- наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.
Предполагается также наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально- волевые свойства.
Главными признаками педагогического творчества, и творчества в целом, являются:
- создание нового или существенное усовершенствование известного;
- оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов;
- взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Творческий процесс по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:
- проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;
- поиск решения проблемы;
- возникновение решения в виде некоторого нового образа;
- процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).
Первый этап предполагает возникновение определённой проблемной ситуации. Здесь учитываются материальные и духовные потребности человека, а соответствующие знания. Навыки и умения являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности.
Второй этап связан с фактором общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с индивидуальными особенностями других людей, участвующих в общении. Происходит обмен опытом, знаниями. Общение расширяет возможность нахождения творческого решения проблемы.
Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Возникшее решение часто является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.
И наконец, пройдя через ряд превращений, «модель» - образец становится законченным продуктом творчества – теоретической системой, художественным образом и т.п.
Для развития свого профессионального творчества учителю, необходимо создать педагогические условия в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образовательного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя. Формированию у него авторской педагогической технологии. К ним относятся:
- формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;
- проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;
- разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности;
- согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;
- наличие творческой лаборатории учителя и воспитателя. Нетрадиционный урок является ведущим звеном в творческом процессе на уроках технологии. Понять главное в нетрадиционном обучении помогают творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации урока.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.
Считаю целесообразным применение и нетрадиционных методов обучения таких как:
- Метод учебной работы с компьютером.
- Дискуссия на лекциях и семинарах.
- Проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, частично-поисковый и исследовательский методы).
- Метод опорных сигналов.
- Метод игры.
- «Мозговая атака».
- Групповое обучение.
- Обучение погружением.
- Упреждающее обучение.
- Модульный метод.
- Блочный метод.
- Методы самостоятельной работы с учеником.
- Методы самостоятельной работы с различным дидактическим материалом.
- Метод работы в парах.
- Методы самостоятельного решения расчётных и логических задач.
- Челночный метод.
- Демонстрационный и частично-поисковый лабораторный метод.
А так же таких нетрадиционных форм обучения как :
Урок – решение познавательных задач.
Урок – экскурсия.
Урок – заочная экскурсия.
Урок – ролевая игра.
Урок – игра «Счастливый случай».
Урок – написание книги и её презентация.
Урок – презентация клуба.
Урок – сказка.
Урок – творчество (урок Мышления, урок Фантазии, урок Поэзии, урок Театра, урок Общения).
Урок – консультация.
Урок – решение ключевых задач.
Урок – исследование.
Урок – открытые мысли.
Урок милосердия.
Урок – «строгий час».
Урок – панорама.
Урок – изобретатель.
Урок – общение (методы и приёмы проведения).
Урок – конференция и пресс-конференция.
Урок – соревнование.
Урок – турнир знатоков.
Урок – конкурс.
Урок – взаимообучение.
Урок – аукцион.
Урок – безмашинное и машинное программированное обучение.
Урок – программированный контроль, метод тестов.
Проявление творческой активности учащихся на уроках технологии проявляется практически всегда. Используя свой педагогический опыт в разных разделах программы я побуждаю учащихся к творческому мышлению . Так на занятиях кулинарией по теме« Сервировка стола»,
когда я беседую с детьми о сервировке стола и правилах поведения, поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт и за ним удобно сидеть. Скатерть должна быть чистой, при ее подборе необходимо учитывать сочетание с посудой. Если посуда с пестрым узором, то скатерть должна быть однотонной, и наоборот, если сервиз спокойного, однотонного цвета, то скатерть может быть яркой.
В пятом классе предлагаю работу по карточкам – заданиям: согласно меню, из предложенного набора посуды сервировать стол на завтрак -
Меню: каша рисовая, кофе с молоком, печенье, хлеб.
Такие же карточки предлагаю для сервировки стола на обед и для сервировки стола на ужин. Учащиеся проявляют интерес и творчество в этой работе.
б) Формы нарезки овощей. На уроках кулинарии показываю формы нарезки овощей: брусочки, соломка, кубики, ломтики, кружочки, дольки, кольца, полукольца, звездочки, гребешки и др. Это развивает фантазию детей, стремление творить. Зная формы нарезки овощей, учащиеся самостоятельно делают из овощей и других продуктов: поросенка, петушка, мышат, жирафа, грибок, цветы и др.
Дети учатся составлять меню, делать расчет номы продуктов и готовить разные блюда.
Например: Начинаем с простого - в пятом классе готовим салат, винегрет, суп овощной, овощное рагу, картофельного поросенка с начинкой;
- в шестом классе: суп молочный, творожная запеканка, пудинг манный, стряпаем печенье и др;
- в седьмом классе: блюда из мяса и рыбы. Приготовление мясных ежиков с соусом, рыбы жареной с картофельным пюре, блюда из мясных и рыбных консервов;
- в восьмом классе: блюда национальной кухни - украинский борщ с пампушками, удмуртские перепечи, табани, таджикское «чек – чек» и др.;
- в девятом классе – торты, пицца и др.
в) Оформление готового блюда.
Рекомендую ученицам сделать сюрприз своим близким: приготовить любое блюдо и красиво его оформить. После чего родители, отведав это блюдо, напишут отзыв и поставят оценку. Творчество присутствует при оформлении рефератов. Например, учащиеся 5-9 классов пишут работы по темам:
1. Бутерброды. Горячие напитки.
2. Овощи. Салаты, винегреты.
3. Молоко. Запеканки, пудинги.
4.Тесто. Хлебобулочные и кондитерские изделия.
5. Мясо, рыба. Приготовление блюд.
6. Соусы.
7. Сладкие блюда.
8. Сервировка стола. Культура поведения за столом.
В каждом реферате – интересные рекомендации, рецепты блюд.
При работе с тканью, на уроках по материаловедению школьники знакомятся с текстильными волокнами, видами ткацких переплетений.
Например, в 5 классе по теме: «Основные сведения о тканях. Производство ткани». Целью урока я ставлю Систематизацию и дополнение знаний, полученные учащимися в начальных классах о тканях, формирую представление о тканях, как о двух системах нитей основы и утка. Итогом урока становится лабораторно-практическая работа с заданием:
1) Определить в ткани направление нитей основы и утка при наличии образца ткани, увеличительного стекла, толстой иглы и перфокарты.
2) Дать характеристику данного образца ткани. Написать, какие вещи из такой ткани можно сшить.
В 8 классе по теме: «Натуральные и искусственные меха» целью урока считаю ознакомление учащихся с видами натуральных и искусственных мехов, обучение их распознавать и применять по назначению. Заданием для такой практической работы беру распознавание данных образцов меха, , характеристика по внешнему виду волосяной покров (густой, редкий, с коротким, средним или длинным ворсом, цвет и блеск меха). Нарисовать модель изделия из этого меха. И снова учащиеся проявляют творчество. В качестве закрепления материала учащиеся оформляют коллекции образцов тканей и меха.
На уроках конструирования и моделирования одежды акцентирую внимание детей на том, что конструирование одежды – одно из основных направлений организации творческой деятельности учащихся. При изучении конструирования швейных изделий учащиеся 5-8 классов строят чертежи фартуков, юбок, ночной сорочки, платья, блузки и другое. Чертежи выполняют в масштабе I : 4 и в натуральную величину . При этом, я обращаю большое внимание на выработку графических умений и навыков, на правильное оформление чертежей в соответствии с требованиями государственных стандартов, формирование практических умений при снятии мерок. Таким образом, учащиеся получают знания о масштабах, мерках, правилах снятия и записи; об основах типологии фигур девочек в зависимости от роста, телосложения, размера; о прибавках, учитываемых при построении чертежа изделий; формах расчета для построения чертежа, последовательности его построения, об изготовлении выкройки.
Другим направлением является моделирование - изменение, улучшение форм различных конструктивных элементов и деталей изделия. Это самостоятельный выбор формы карманов, деталей украшения, разновидности поясов и т.д. Занятия по моделированию одежды – это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса. При изучении моделирования учащиеся получают познавательные сведения об истории развития одежды, ее классификации, об особенностях разработки моделей в соответствии с назначением одежды, сезоном, фигурой человека. Учащиеся знакомятся с работой художника – модельера, учатся подбирать ткань к разработанной модели.
Например, седьмой класс – тема: «Моделирование швейных изделий». Цель урока: Научить моделировать одежду с учетом особенностей телосложения и облика человека в целом.
Задание для практической работы: по шаблонам основы ночной сорочки смоделировать платье, халат или блузку. Смоделированные из цветной бумаги изделия наклеить на альбомный лист. Итогом работ становится показ работ учащихся, обсуждение и присвоение звания «Лучший модельер».
Изучая тему «Изготовление швейных изделий. Выбор ткани.» у школьников проявляется
осмысленное творческое отношение к труду при выборе ткани для пошива. Так например, учащимися 5-7 классов сообщаю о соответствии материала по его назначению, индивидуальным особенностям каждого. Для этого использую иллюстрации, плакаты, диафильмы, наглядные пособия. Заостряю внимание на том, что основной тон ткани должен гармонировать с цветом кожи, глаз, волосами. Брюнеткам и шатенкам подходят ткани светлых и ярких тонов: желтый, светло – оранжевый, нежно – розовый, белый, светло – зеленый, бежевый, серый, красный. А блондинкам идут синее, зеленые, светло – фиолетовые, красно – фиолетовые цвета в зависимости от цвета лица. Учащиеся занимаются изготовлением коллекции видов тканей.
При изучении очень ответственной операции – раскрой, требующей не только знаний и умений, но и творчества, учащиеся самостоятельно производят раскладку выкройки на ткани. А я поощряю творческое исполнение, ведущее к экономии ткани с учетом рисунка и структуры ткани. Результаты активной творческой деятельности – получение разнообразных форм изделий. Выдумка, фантазия, оригинальность, аккуратность и точность приемов при раскрое, а затем и в изготовлении изделий становится предметом обсуждения всего класса.
В зависимости от возраста учащихся, раскрой и пошив изделий усложняется. Так, например, девочки 5-х классов занимаются изготовлением фартуков; 6 класс – юбки; 7 класс – изделия на основе выкройки ночной сорочки (платье, блузку, халат); 8 класс – плечевое изделие по выкройке легкого платья со спущенным плечом; работают по готовым выкройкам из журналов мод.
При изучении темы « Обработка швейных изделий.» активный творческий подъем учащихся поддерживается на протяжении всей работы – от начала шитья до конца. Здесь от школьников требуется точное, аккуратное выполнение технологии пошива, соблюдение размеров швов. Большое внимание обращаю на использование различных приспособлений, инструментов в процессе шитья.
Например, в 6 классе тема урока: «Подготовка юбки к примерке. Примерка». Я ставлю целью урока ознакомление учащихся с назначением примерки, ее способами, устранением наиболее характерных недочетов; научить исправлять недостатки, выявленные при примерке. Здесь я использую наглядные пособия: таблица основных недочетов прямой юбки, выявленных в процессе примерки и их устранение. В ходе урока обращаю внимание учащихся на облегание тела изделием, длину, положение швов, положение вытачек, шлицы, место положение карманов, ширину и длину пояса, глубину и длину вытачек. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Задание для учащихся: подготовить юбку к примерке. Учащиеся попарно выполняют примерку, устраняют недочеты.
В 5 классе во время изучения темы «Пошив фартука. Обработка бретели и концов пояса», целью урока я ставлю -повторение обтачного шва, его назначение, отличие от стачного, научить обрабатывать бретели, концы пояса. По ходу урока провожу вводный инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине. Задача учащихся – правильно обработать бретели и концы пояса, предварительно сметывая эти детали вручную.
В 8 классе во время изучения темы: «Плечевое изделие. Обработка вытачек, плечевых и боковых швов», ставлю целью урока: дополнить и систематизировать знания о способах соединения и обработки деталей с учетом целевого назначения изделия и ткани. В качестве наглядных пособий использую образцы швов. В ходе урока обращаю внимание на технику безопасности, правила подготовки машины к работе и даю задание:
- проверить соответствие номеров ниток;
- выполнить пробную строчку на лоскуте ткани;
- при необходимости отрегулировать длину стежка и натяжение ниток, учитывая свойства ткани. Затем повторяем способы соединения деталей и работаем практически
.На заключительной стадии обработки изделия обращаю внимание на окончательную его отделку. Всегда вызывает интерес к художественному оформлению изделия отделочными материалами или вышивкой и аппликацией.
В 8 классе во время изучения темы: «Материалы для отделки и украшения швейных изделий», использую наглядные пособия: коллекцию в которой - тесьма, ленты, шнуры, кружева, тюль, шитье.
Задание для практической работы:
1) По «немым» образцам определить название, назначение тесьмы, различных лент, шнуров, а также кружев;
2) Зарисовать эскиз любого изделия с применением материалов для отделки и украшений. В конце урока делаем анализ предлагаемых эскизов. Учащиеся, предложившие более оригинальный эскиз изделия, поощряются .
Если возникают трудности в работе, то моя задача – помочь детям справиться с ними. Доброжелательным тоном подбадриваю, подчеркиваю те необходимые волевые качества, которые надо в себе вырабатывать, чтобы справиться с трудной задачей.
В 5-6 классе во время изучения темы: «Накладная отделка для оформления изделия».
Целью урока ставлю: развитие представления о взаимосвязи практического назначения изделия с украшением, ознакомить учащихся с приемами выполнения накладной отделки, научить выполнять ее. Использую наглядные пособия: иллюстрации, аппликации, вышивки, диафильм «Отделка швейных изделий вышивкой», готовые изделия с применением аппликации, вышивок. Виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый. На уроке рассказываю, что накладное шитье существует с давних времен. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала: ткань, кожу, мех, и закрепляя их нитками на основной ткани узорными приемами. В накладном шитье, кроме ручных приемов, используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах. Показываю перевод рисунка на ткань при помощи копировальной бумаги. Знакомлю с видами швов. Учащиеся по выбранному рисунку самостоятельно выполняют вышивку и делают аппликацию.
В теме « Контроль качества готовых изделий» творческое отношение к труду воспитывается при обсуждении уже готовых изделий. Воплощая свои творческие замыслы в конкретных изделиях, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе. На уроках технологии они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.
В 5классе в изучении темы: «Окончательная обработка фартука. Определение качества швейных изделий». Ставлю целью познакомить детей с контролем качества готового изделия. В ходе урока учащиеся узнают критерии качества поузловой обработки фартука, эстетические, и санитарно-гигиенические требования. Объясняю, что на предприятиях существуют ОТК (отделы технического контроля), которые осуществляют контроль за качеством готовой продукции. Задаю вопрос: Какая разница между коллективным изготовлением одежды на промышленном предприятии и индивидуальном в школе или дома? Даю задание: проверить качество изделия своих одноклассников. Учащиеся работают парами.
После обсуждений готовых изделий обязательно в каждом классе проводим «Защиту творческих проектов» по выбранным темам и оформляем выставку лучших работ учащихся. Победители участвуют в городских конкурсах и олимпиадах по технологии.
На своих уроках я стараюсь, чтобы дети проявляли творчество, фантазию, выдумку, но и сама стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересны для учащихся.
Так, например, на своих уроках использую интересные формы работы: задания, тесты, кроссворды:
- Кто быстрей достроит дом?
На доске рисую два дома. Стены домов сложены из кирпичей. Задаю вопрос командам. Чья команда быстрее ответит, тот кирпич дома закрашиваю, и тд. Например, в эстафете по партам соревнуются две команды, так как в кабинете два ряда парт.
Задаю вопрос последним партам, ответившие ученики передают эстафету предпоследним партам и т.д.
- Используя « графический диктант на один вопрос дается несколько ответов. Предлагаю графическое изображение на ответы «да» и «нет». Итогом работы становится определенный график.
- Черный мешочек.
Игру «Черный мешочек» использую в 5-6-х классах на уроках кулинарии. В мешочек кладу разные овощи. Задание: на ощупь правильно определить овощи.
Кроссворды использую для 5-8 классов по разным темам.
Использую тесты по разделам программы «технология», а также тесты на уроках проф. ориентации в 8 классах:
« Насколько вы обаятельны»
Умеете ли выслушать собеседника?
Умеете ли вы общаться?
Настоящий ли вы друг?
Какой у вас характер?
Обидчивы ли вы?
Насколько вы благоразумны?
Волевой ли вы человек?
Организованный ли вы человек?
Подводя итоги моего выступления хочу еще раз подчеркнуть , что тема творческой деятельности учащихся на уроках технологии неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках.