Выступление в творческой группе на РМО педагогов - организаторов ОБЖ
«Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в школе»
Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) - основная причина детской смертности. ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. На протяжении десятилетий в нашей стране реализуются меры профилактики ДДТТ, основанные на административном, принудительном и запретительном воздействии на участников движения. Они, как правило, сводятся к борьбе с нарушениями ПДД, которые принято считать причинами возникновения ДТП. Но ликвидировать ДДТТ административными методами невозможно. Есть другие меры снижения ДДТТ, проверенные временем, более приемлемые с точки зрения логики и материальных затрат. Среди них на первом месте - Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения. К сожалению, ныне обучение им зачастую лишь декларируется кое-где оно не организовано, а там, где проводится система обучения, рассчитанная на заучивание ПДД, не способствует достижению цели -снижению ДДТТ. Часть этой работы- профилактика ДДТТ - представляет собой систему мероприятий с детьми, начиная с дошкольного возраста. Мы постоянно констатируем, что одна из причин ДТП - низкая культура, недисциплинированность участников дорожного движения. Но проблема укрепления дисциплины на дорогах решается слишком прямолинейно. Главная цель многих профилактических акций и компаний по дорожно-транспортному воспитанию («Внимание: дети!» и т.п.) - борьба с опасностью. Правомерно настаивая на высокой дисциплине на дорогах, требуя от пешеходов и особенно от водителей неукоснительного выполнения ПДД, контролирующие органы, как правило, не учитывают, что пешеходы, водители и пассажиры участвуют в дорожном движении не для того, чтобы бороться с опасностями, а чтобы попасть из пункта А в пункт Б.
Конечно же, из чувства самосохранения человек не хочет попасть в ДТП, но не всегда правильно оценивает ситуацию на дороге. Поэтому, требуя соблюдения ПДД, необходимо постоянно развивать у него понимание опасностей дорожного движения и целенаправленно разрушать распространенные иллюзии безопасности, особенно свойственные детям. Одно из необходимых условий формирования сознательного и ответственного отношения граждан к проблемам безопасности на дороге - формирование у них с раннего возраста общей культуры безопасности жизнедеятельности, мотивов и умений следовать нормам и правилам безопасного поведения, законопослушания и умения управлять своим поведением не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях. Такова первейшая задача семьи и школы, без решения которой невозможно добиться снижения ДДТТ. Всем ясно, что заучивания ПДД недостаточно. Надо их понимать и научиться выполнять сознательно. А этого можно достичь грамотным обучением школьников в сочетании с соответствующим воспитанием.
В настоящее время в нашей школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на умение ориентироваться в дорожной обстановке. Воспитание направленности школьников на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, их подготовленность к безопасному поведению на дороге формирую на основе образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на безопасность, его способностью видеть и понимать дорожную обстановку, ориентироваться в ней, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать правильные решения, направленные на собственную безопасность.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль знаний правил дорожного движения в жизни человека.
3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят продуктивные условия для социального воспитания школьников, формирования у них культуры безопасности жизнедеятельности, внутренней безопасности.
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимые для изучения психологии поведения участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.
7. Личностная компетенция направлена на необходимость постоянно развивать у школьника понимание опасностей дорожного движения и целенаправленно разрушать распространенные иллюзии безопасности, особенно свойственные детям.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Преподаватель-организатор ОБЖ Э.Т. Кадыров