«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
Основными задачами учреждения является создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в сложных условиях современной действительности, создание условий для развития личности воспитанников, формирование духовно-нравственной личности, организация учебы, быта воспитанников в охранительно-оздоровительном режиме, направленном на создание системы навыков, умений, привычек по освоению здорового образа жизни.
В своей работе мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Внеурочная деятельность ставит ряд задач:
Расширение общекультурного кругозора;
Формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
Включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;
Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
Участие в общественно-значимых делах;
Помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
Создание пространства для межличностного общения
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени
Программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной работы в школе.
В нашей школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное
Социальное
Для реализации художественно-эстетического направления мы используем рабочую программу: «Волшебство красок»
Формы организации данного направления:
- беседа,
- игра,
- практическая работа,
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественному направлению «Волшебство красок» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к художественному творчеству;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности изобразительного искусства;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий художественным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения.
Для реализации спортивно-оздоровительного направления: "Азбука здоровья"
Формы организации данного направления:
- подвижные игры, малые спортивные соревнования типа «Весёлых стартов», эстафет;
- проведение бесед по охране здоровья;
- применение на внеклассных занятиях игровых моментов, физ. минуток;
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях
Для реализации гражданско-патриотического направления: «Культура речи народов Татарстана»
Для реализации программы используются следующие формы работы:
-беседы
-презентации
-экскурсии в музеи, заочные экскурсии
-практические занятия
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
осуществлять поиск и выделение информации.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания.
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности;
знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром - использование приобретенных знания и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- формирование умения соотносить свои поступки и поступки героев произведений с нравственно-этическими нормами;
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительное отношение к культуре татарского народа и народов России;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Именно с этой целью и был выбран этот курс
Для реализации социального направления мы используем рабочую программу: «Азбука безопасности"
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры безопасного поведения в жизни общества. Основная идея курса — формирование представлений о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, при возникновении ЧС.
Формы организации данного направления:
- работа с дидактическим материалом в игровой форме;
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках, в общественных местах, на природе)
- знакомство с научно-популярной литературой;
-беседы;
-просмотр тематических видеофильмов;
-решение ситуационных задач;
- экскурсии;
- участие в конкурсах, КВН;
-театрализованные представления;
-выставки.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности Азбука безопасности» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
Личностные результаты –общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Метапредметные результаты - формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-составлять план решения проблемы совместно с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
-отбирать необходимые решения учебной задачи источники информации среди предположенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация);
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления: определять причины явлений, событий
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором», ставить вопросы к тексту, выделять главное, составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группах, сотрудничать в совместном решении проблемы.
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» будет сознательное отношение обучающихся к личной безопасности. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» обучающиеся должны знать:
правила дорожного движения;
серии дорожных знаков и их представителей;
элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).
правила обращения с животными;
правила безопасного поведения в общественных местах.
уметь:
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
пользоваться электроприборами в быту;
правильно пользоваться телефоном, в случае возникшей ситуации;
пользоваться общественным транспортом;
оценивать ситуацию; находить выход из возникшей ЧС.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» состоит из 4 разделов:
«Безопасность на улицах и дорогах»
«Безопасность в природной среде»
«Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре»
«Безопасность в социальной среде»
На каждом мероприятии, любого направления, применяют игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные. Все знаем, что наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
При этом не забываем похвалить ребенка. Ведь одобрение, похвала, советы как выполнить то, или иное задание, - всё это создаёт у ребят уверенность в себе, положительное отношение к работе.
На протяжении всего учебного года привлекаю детей к самооценке, критике, самокритике, что формирует представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости.
Вся работа в целом помогает ребятам расти здоровыми, жизнерадостными, способствует их умственному и физическому развитию, развивает эстетические и нравственные чувства.
Нельзя забывать и о главном:
«Успешный ученик, может быть только у успешного учителя!».