СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление. Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рубеж веков в отечественной научно-педагогической литературе, равно как и в общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Просмотр содержимого документа
«Выступление. Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС.»

Совет методического кабинета.


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся

в условиях реализации ФГОС.

Рубеж веков в отечественной научно-педагогической литературе, равно как и в общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещённый. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и

государства.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма

Актуальность этих проблем привела к разработке программы «Духовно-­нравственное развитие и воспитание учащихся МОУ СОШ №29 на 2011 - 2014 годы».

Актуальность определяется:

  • противоречием между потребностью общества в одухотворённой личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника;

  • потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-­нравственного оздоровления человека.

Основной целью Программы является совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», проектом «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Законом Тульской области «Об образовании», муниципальной целевой программой «Патриотическое воспитание молодёжи в муниципальном образовании Богородицкий район на 2008 - 2011 годы».

Эта Программа утверждена на педагогическом совете 8 января 2011 года. На заседании педсовета присутствовали 2 члена родительского комитета школы, настоятель Свято-Покровского храма отец Алексий, зав. сельской библиотекой Колыхалова Т.Н., зав. сельским Домом культуры Митяева Л.В. За круглым столом вели разговор о духовно­-нравственном развитии и воспитании учащихся, проблемах, путях их решения. В выступлениях школьного библиотекаря Васильевой Т.В., старшей вожатой Митяевой Е.В., о. Алексия, заведующей сельской библиотекой Колыхаловой Т.Н., педагогов прозвучала мысль, что задача духовно­-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, является первостепенной задачей современной образовательной системы, общества и государства, что надо воспитывать не только на положительных примерах нравственного поведения, но и на отрицательных. Например, как вели себя таксисты во время взрыва в Mocкве и т.д.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся нашей школы осуществляется в клубе «Сретение», в детской общественной организации «Солнышко».

Клуб «Сретение»

Как я уже сказала, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является важнейшей составляющей развития общества, государства. В этом великом деле школа и церковь должны тесно сотрудничать между собой. Приведу слова Президента РФ Д. Медведева:

«В основе наших побед и достижений, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская православная церковь. Без всякого сомнения, так будет всегда».

Сегодня каждого православного человека не может не радовать, что власть, оставаясь сугубо светской, поворачивается к церкви, начинает прислушиваться к её голосу. А Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал о том, что церковь должна более активно сотрудничать со школой. Богородицкие педагоги готовы к такому сотрудничеству, а для того, чтобы оно носило правовой характер, был подписан 6 февраля 2009 года на III областных Рождественских образовательных чтениях договор между комитетом по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район и Богородицким Благочинием Тульской епархии, предметом которого является совместная деятельность в области решения проблем духовно-нравственного образования детей на основе православных традиций; обмен информацией, взаимодействие в учебно-методических вопросах; анализ, обобщение и распространение опыта работы.

Сотрудничество нашей школы с сельской библиотекой, Домом культуры, православной религиозной организацией Прихода Свято-­Покровского храма началось в 2008 - 2009 учебном году. Каждый год заключаем соглашение о сотрудничестве между администрацией школы № 29 и Приходским Советом Свято-Покровского храма об организации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На базе школы мы организовали работу клуба «Сретение». Почему так назвали? Сретение - это встреча, встреча зимы и весны, старого и нового, в клубе будем вспоминать старое (историю страны и т. д.), узнавать новое. За время существования клуба провели беседы:

  • Чти отца своего и матерь свою (по 5-ой заповеди).

  • О целомудрии. О. Алексий принёс вот такие буклеты: «Жизнь человека начинается не с рождения, а с момента зачатия», «Последствия аборта».

  • Православная церковь и день Святого Валентина.

  • Семейный совет (о роли семьи в жизни детей).

  • О любви и браке (О Петре и Февронье Муромских).

  • О хлебе насущном.

  • Что значит уважать старших?

Надо отметить, что ко всем проводимым мероприятиям Колыхалова Т.Н., зав. сельской библиотекой, оформляет красочные стенды, на которых можно прочитать много полезной информации.

Приятно работать с Колыхаловой Т.Н., Митяевой Л.В., Есиным Г.А., Николаевой Г. Г., отцом Алексием. Особенно хочется сказать о Галине Георгиевне. Эта женщина с высшим экономическим образованием, верующая. Нам повезло, что на нашем пути встретилась такая мудрая женщина. Её советы по организации совместных праздников очень ценные. К мероприятиям и костюмы сошьёт, и сцену поможет украсить, и в школу принесёт вещи для вечеров, сама разработает сценарий какого-нибудь дела. Такими людьми школа дорожит.

О некоторых совместных мероприятиях я расскажу поподробнее. «Семейный совет» состоялся 24 ноября 2009 года, накануне Дня матери. Присутствовали учащиеся 5 и 6 классов. Вели разговор о том, чтобы дети берегли честь своей семьи. Судаков Никита и Есина Наташа читали сочинения о мамах. Дети рассказывали о семьях, традициях, занятиях, представляли рисунки, а Колыхалов Денис о своей семье рассказал в собственном стихотворении.

Наша дружная семья -

Мама, папа, брат и я!

Вместе тесно, врозь нам скучно.

А живём мы, в общем, дружно.


Маме с папой помогаем

И почти не огорчаем.

А они тому и рады

И не ждут другой награды.


Нам в учёбе помогают,

Обувают, одевают, лечат,

Учат нас добру.

С них во всём пример беру.

Выступила Галина Георгиевна. Она сказала, что семья - это большая любовь. Платок - символ замужней женщины, девушки носили ленточки. Показала и рассказала о старинном русском головном уборе замужней женщины - сороке. Ребята узнали, что сзади убора нашивали ленточки по количеству детей.

В прошлом учебном году впервые в районе проходил месячник православной литературы. Мы приняли участие в этом месячнике. Долгушина Юлия, ученица 9 класса, заняла II место в районном конкурсе творческих работ «Божий мир». Она написала сочинение «Храм в моём селе». 16 марта провели мы урок «Православная книга в моём доме». Часть книг из библиотеки нашего храма была представлена на выставке. Галина Георгиевна сделала обзор литературы. Колыхалова Т.Н. напомнила, что хорошо нам известные великие поэты в своих стихотворениях обращались к Богу, слагали стихотворные молитвы. Одна и та же молитва, которую мы произносим на всех богослужениях «Oтче наш», не теряя свой смысл, может звучать по-разному. Прослушали, как она звучит в «Молитвослове» и у поэтов А.С. Пушкина и А.Фета. В этом году в нашей школьной библиотеке появился новый отдел - отдел православной литературы, которую подарил нам настоятель Свято-Покровского храма о. Алексий.

В ноябре вели разговор «О хлебе насущном». Сценарий составила Галина Георгиевнa. Вначале вспомнили поговорку: «Хлеб на стол - и стол престол». Галина Георгиевна рассказала о престоле и обычном столе. Затем ребята вспоминали пословицы и поговорки о хлебе. Колыхалов Денис дал толкование слова хлеб по словарю Д. Ушакова. Историю о том, кому мы обязаны появлению этого сытного и полезного продукта, который ничем невозможно заменить, рассказала Мошкина Катя. Пятое толкование Д. Ушаковым слова хлеб - это пища, пропитание. Об этом рассказала Галина Георгиевна. Также поведала она о том, как проходила трапеза на Руси, а затем ребята учились накрывать стол для обеда, для гостей, для чаепития. В сервировке стола участвовали не только девочки, но и мальчики. Потом состоялось общее чаепитие. Хлеб разрезал самый старший ученик Бармотин Игорь.

Перед нами раньше выступали представители Ломовской средней школы, которые рассказывали о том, как они проводят Пасхальные вечера. Мне тоже хотелось организовать такие вечера в школе. Наконец, моя мечта сбылась. 21 апреля 2009 года мы впервые провели Пасхальный праздник «И я тоже, Русь Святая, буду век тебя любить...». Здесь была организована выставка рисунков, поделок. Состоялось награждение детей. В исполнении учащихся прозвучала духовная поэзия. Прослушали стихотворения А. Толстого, Г. Державина, А. Пушкина. Члены кружка «Театр в школе» показали сказку «Колобок». С удовольствием участвовали дети в пасхальных играх. А затем состоялось чаепитие. На первом празднике жителей села было немного.

И ещё у меня была мечта: пригласить в школу народный сюжетно-ролевой ансамбль «Беседы» Товарковского Дома культуры «Сахарник». Я считала, что такой прославленный коллектив не поедет в школу. А они с удовольствием согласились приехать. 10 апреля 2010 года на нашем 2-ом Пасхальном празднике выступили замечательно. Жителей села пришло уже намного больше. Все вместе исполнили песню «Пасху, пасху празднуем семьёй» на мелодию «Золотая свадьба». Теперь каждый Пасхальный праздник мы будем открывать этой песней. Ребята показали театрализованное представление «Пасха», звучали стихи, вспомнили древний христианский обычай ­обмениваться на Пасху крашеными яйцами и христосоваться, показали, как это происходит. Затем состоялось совместное чаепитие жителей села, учащихся и гостей. Артистам ансамбля очень понравился наш праздник.

И ещё хочу рассказать об одном большом совместном мероприятии. Это праздник, посвящённый 190-летию села, который мы провели 17 октября 2009 года. Гостей праздника по старой русской традиции встречали хлебом-солью. Чествовались молодые семьи, работники сельского хозяйства, многодетные матери, работники социальной сферы, ветераны войны. В честь жителей села звучали оды и стихи, исполнялись песни, играла гармонь. А,И. Камаев, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, подарил сборники своих стихотворений. Завершился праздник концертом артистов муниципального учреждения культуры Межпоселенческое культурно-досуговое объединение «Маяк».

Сейчас наши дети готовятся к участию в 5-ом ежегодном конкурсе детского творчества имени Владимира Васильевича Батова, организованном Приходом храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и к Пасхальному празднику. Чтобы подготовить поделки к конкурсу и празднику, Галина Георгиевна с 1 февраля организовала в школе кружок, составила план семи занятий. Девочки шьют закладки для богослужебных книг. Эти закладки подарят мамам и бабушкам на Пасхальном празднике, часть отправим на конкурс.

Духовно-нравственное воспитание - это активная педагогика. Мы, педагоги, призываем к самореализации, вызывая чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даём заснуть душе ребёнка. Воспитывать - значит относиться к людям и к делу по-человечески, по правде. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс воспитания идёт, - мы учим добиваться своих целей определёнными душевными движениями.

В «Войне и мире» Кутузов говорит Андрею Болконскому: «Взять крепость нетрудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время... А ведь нет сильнее тех двух воинов - терпение и время, те всё сделают». Без этих понятий нам не справиться с детьми.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В.А. Сухомлинский.

17 февраля 2011 г.