МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» 2015-2016 учебный год Педагогический совет «Преемственность в обучении и адаптации обучающихся 1, 5, 10–х классов»
Единый орфографический режим
Ткаченко О.В., руководитель МО учителей предметов политехнического цикла
Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по этому направлению: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные и элективные занятия.
Главная роль в этой работе отводится учителю. Современный учитель должен уметь формировать и развивать универсальные учебные действия, должен способствовать развитию личности учащихся, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. В профессиональном стандарте педагога отражена структура его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка, в том числе и формирование речевой культуры школьников.
Непосредственными участниками образовательного процесса являются учителя и обучающиеся. Устная и письменная речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. Поэтому должны быть единые орфографические требования.
Что такое единый орфографический режим в школе? Режим устной и письменной речи, которого должны придерживаться все участники образовательного процесса. Несмотря на кажущуюся поверхностность представленных вопросов, ответы на них должны быть основой единого орфографического режима в школе.
Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий.
Администрация школы постоянно направляет, координирует и контролирует работу единого речевого режима в школе. Вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников включаются в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывается обмен опытом учителей-предметников и проводятся совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся.
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
К основным видам речи обучающихся относятся: устная и письменная.
Во всех школах должно быть положение о едином речевом режиме, в котором есть четкие и неоднозначные требования к устной и письменной речи участников образовательного процесса. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими различного рода эксперимента и лабораторных работ. Учителя-предметники осуществляют проверку тетрадей по предметам, придерживаясь нормативов.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, по понедельникам.
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками
Необходимо согласовывать требования всех учителей-предметников:
Соблюдение единого орфографического режима
Выполнение единых дисциплинарных требований (начинать урок со звонком, готовиться к уроку на перемене, урок заканчивать со звонком, не задерживать детей; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука – символ вопроса или ответа, отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске).
Особое внимание к организации учебного процесса (готовность к уроку - наличие необходимых принадлежностей, порядок на парте; правильность оформления тетради, различных видов работ; требование к ведению дневника).
Приложение. Рекомендации учителям-предметникам, работающих с пятиклассниками.