Выступление из опыта работы (в рамках подготовки к педсовету)
Тема: Воспитание толерантного сознания и нравственно – патриотических качеств у воспитанников в поликультурной среде.
Подготовила воспитатель
Аристова Н. А.
«Воспитание - это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А.Маркуша
В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети. Как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.
Великий философ И. Кант говорил: «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Основы деятельности воспитателя заключаются в формировании личности ребенка. Реализуем ли мы свой долг в полной мере в детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Для воспитания юного патриота своей Родины, всем известно, что патриотизм – в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, необходимо чтобы было создать соответствующее гражданско-патриотическое поликультурное пространство.
Поэтому, с первого дня дети у нас в группе начинают получать значимые знания о своей Родине. Создали центры патриотического, нравственного и поликультурного воспитания. В них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, всей страны. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин.
Особое внимание уделяем развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное, уважение к языкам всех народов. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника.
Проводим соответствующую деятельность доступную пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Дню семьи, Дню Независимости РК, «Дню Великой Победы!».
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантного сознания и нравственно – патриотических качеств у воспитанников была плодотворной, мы стараемся задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры разных народов проживающих в Казахстане;
4) проведение праздников, например таких как “Наурыз, “Рождество”;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей,
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На ОУД используем разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
-Беседы
-Проекты
-Конструирование
-Видеопросмотры
-Экскурсии
-Целевые прогулки
-Тематические праздники
-Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого я в своей работе использую (вместе с напарницей) разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
-Анкетирование
-Совместные праздники
-Круглые столы
-Конкурс «Моя родословная»
-Конкурсы совместных рисунков
-Конкурсы семейного творчества
- Сотрудничество ДО с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
- Мероприятия с родителями:
- круглый стол;
- тренинги, семейные игротеки;
- тематические дни в ДО;
- консультативный пункт;
- «Школа для родителей»;
- целевые экскурсии совместно с детьми по городу.
Воспитание нравственных качеств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности используем дидактические и народные игры на трёх языках, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы в триязычной среде.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, с войнами интернационалистами, и другие массовые мероприятия. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые. Также это позволяет создавать периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности, определять степень воспитательного воздействия.
Большую роль в воспитании маленьких патриотов играет дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня - это занятие детей по интересам: «Полиглот» - составили буклет для родителей «Игры с дошкольниками на для закрепления и активизации английской разговорной речи». «Полиязычный театр» - на этой неделе организовали театрализованную деятельность на трёх языках с учителями английского и казахского языков «Репка».
«Растёт гражданин» - в свободное время организовали познавательную деятельность с учителем казахского языка «Драгоценное наследие предков», с целью оказать положительное влияние на практическое владение казахским языком, закреплять речевое общение на казахском языке посредством введение краеведческого материала. Провели поисковую деятельность «Каждый гражданин страны знает богатства своей Родины» с целью формирование у детей понятия об участии человека в сохранности природы своего края и ее богатств. К такой деятельности подходим творчески, стараемся организовать работу так, чтобы дети были активными участниками.
. Работа вечером предполагает закрепление полученных знаний о культуре и языках народов мира. Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций культуры и языков, которое отвечает потребностям развития личности ребенка.
Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, нравственной, полиязычной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан, патриотов своего Отечества.