Выступление на августовской научно-практической конференции « 27 » августа 2013г.
«Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием. Распространение опыта работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения».
Тема «Система работы с одарёнными детьми с повышенной мотивацией». Из опыта работы.
Федеральная целевая подпрограмма «Одарённые дети» в рамках Президентской программы «Дети России» утверждена Правительством в 2002 году.
В каждом классе можно выявить одарённых детей, если судить по их отношению к изучению истории, по любознательности, систематичной работе над домашними заданиями и на уроке.
Какие виды одарённости учащихся определены?
- академическая одарённость – ярко выраженные способности учащихся, очень трудолюбивые ученики.
- интеллектуальная одарённость, которая проявляется в умении думать, анализировать, сопоставлять.
- творческая одарённость. Такие учащиеся мгновенно ответят на поставленный вопрос, решат проблему, но не склонны выполнять кропотливую работу.
Первая проблема состоит в развитии индивидуальных способностей таких учеников, помогающих им успешно заниматься по всем предметам. Вторая проблема заключается в разработке методов и средств работы с успешно обучающимися детьми на фоне средних, слабо успевающих и неуспевающих учеников. Требуется обращение к дифференцированному обучению, как универсальному средству на уроке.
К каким формам работы прежде всего обращаемся:
- вовлечение одарённых учащихся в работу НОУ,
- привлечение к участию во Всероссийской олимпиаде учащихся на всех уровнях,
- проведение предметной недели,
- участие в краеведческой конференции,
- участие в дистанционных конкурсах,
- формирование навыков исследовательской, творческой, проектной деятельности на уроках и во внеурочное время,
- самостоятельное приобретение учащимися знаний на основе работы с научно-популярной и справочной литературой,
- выполнение заданий повышенной сложности, творческих заданий,
- организация элективных курсов и факультативов,
- изготовление презентаций, видеороликов учащимися,
- ученик – дублёр учителя.
На уроках
Какими принципами руководствуемся в работе с одарёнными детьми:
- индивидуализации обучения,
- опережающего обучения,
- комфортности в деятельности,
- разнообразия методов и средств,
- добровольности.
Для повышении мотивации к обучению надо создавать ситуацию успеха. При завершении урока предлагается учащимся закончить предложение: Я научился….. Мне понравилось…. Лучше всего на уроке у меня получается……
Учитывается такой момент в работе с детьми: научить их ставить перед собой цели, творчески трудиться для их осуществления.
Целикина Л.Ф.