СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Кто мыслит самостоятельно, тот мыслит значительнее и полезнее для сех"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции»

«Кто мыслит самостоятельно, тот мыслит значительнее и полезнее для всех» 
С.Цвейг



У Л. Н. Толстого есть фраза: «Любить человека — это относиться к нему как к чужому, но еще и любить». Дайте же другому быть другим! Но как нам хочется, чтобы все были, как МЫ.

Учитель и ученик — у нас разные точки зрения. Начиная с ракурса: один видит доску и учителя, а другой - класс. А если не класс — ДРУГИХ людей. Разных, отличных от себя и друг от друга, и каждый день новых, потому что мы должны быть для себя и для них новыми, и они тоже должны изменяться — у нас разные ценности и разные позиции.

Увлечь собой — это значит понять и почувствовать дру­гого. Значит смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. Кстати, в этом нам очень помо­гает искусство. Именно оно дает нам возможность прожить множество раз­нообразных жизней, чтобы мы могли

посмотреть на мир глазами и Анны Карениной, и князя Мышкина, и дяди Вани...

Дети - главный, определяющий потенциал развития любой страны. От уровня их физического, интеллектуального, духовного развития зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. Как говорит начальник УО, Марина Анатольевна Снычёва: «Я переживаю за своих внуков и правнуков, какими они будут, с какими людьми они создадут семьи и какое дадут потомство». В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем довольно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом.
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи нашей школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

«…дети не должны наполняться знаниями механически, мы должны научить их добывать знания, научить их учиться…» Слова Владимира Владимировича Путина спроецировали вопросы, возникшие в педагогических кругах. Зачем учить? – целевая составляющая образования. Чему учить? – содержательная сторона, способствующая развитию интеллекта ученика. Как учить? – вопрос, определяющий технологическую составляющую образования и характеризующий умение управлять образовательным процессом. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это делается, и ценящий такую жизненную позицию. Конкурентоспособную личность может подготовить конкурентоспособный учитель.

Наша школа - это особое образовательной пространство, в котором для обучающихся с разными учебными способностями и возможностями созданы оптимальные условия по овладению ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации.

Педагогическая стратегия нашей школы как школы ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Позиция школы заключается в необходимости существования достаточного набора форм и видов самостоятельной деятельности подростков как на уроке, так и во внеурочной деятельности, а также условий для достижения обучающимися новых образовательных результатов.

Современный ученик живёт в информационном обществе с инновационной экономикой, поэтому в основе воспитания и развития качеств личности должен лежать системно - деятельностный, индивидуальный подход. В этом свете в нашей школе несколько лет назад была определена одна из первоочередных задач - формирование и развитие читательской компетенции. Педагоги (в рамках своего предмета) направляли обучающихся к овладению чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности; формировали потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учителями-филологами был составлен сборник практико-ориентированных заданий по формированию читательской грамотности. Использование таких заданий дало положительные результаты, но всё же оставались дети, не умеющие учить, рассказывать, понимать, вычленять главное, преобразовывать тексты и применять изученное, а главное, у них не было заинтересованности. Мы долго думали и обратили внимание на то, что учащиеся с большим интересом всегда воспринимают информацию о предстоящих событиях, как они ответственно и творчески готовятся к таким мероприятиям. При чём наиболее востребованы роли выступающих, так называемых актёров. От каждого класса всегда было подготовлено какое-то театрализованное представление, в ходе которого приятно удивляли учащиеся классов СКО. Межпредметная интеграция, самостоятельность и творчество учащихся Красной нитью тянутся через разновозрастные проекты: «Улыбкой больше» - поздравление детей-инвалидов; «Мы с тобой в одном ряду - дед» - празднование Дня Победы; Фестиваль народов Мира; Дискотека профессий; Новогодние поздравления из разных стран и многое другое. Конечно, и педагоги идут в ногу со временем, вернее, со своими учениками, где-то чуть обгоняя и показывая пример, где-то шагая в унисон. Не мало важным является и то, что, к сожалению, пока немногие, и это проблема, но всё же в тесном контакте с нами движутся и родители, которые не только помогают в оформлении сцены и костюмов, но и сами участвуют в мини-спектаклях. Для всех детей, а из классов СКО тем более, гораздо важнее будет то, каким он стал Человеком, а не сколько «5» или «4» он получил.

Хотя, а почему бы не использовать этот позитивный опыт в урочной форме? Учителя могут получить возможность другими глазами посмотреть на своих учеников, и, может быть, им станет хоть немного легче, когда они поймут, что неприятности, которые доставляют нерадивые ученики, создаются не специально и не со зла. Ни один ребенок не хочет быть плохим и ничего не делает нарочно. Все Пети, Антошки и Машеньки хотят хорошо учиться, радовать взрослых примерным поведением и отличными оценками. Но не у всех это получается. Дети не умеют взаимодействовать друг с другом, с родителями, с учителями, со взрослыми вообще… А начинают они становиться лучше и успешнее только тогда, когда полностью вникнешь в источник их проблем, когда сядешь вместе с ними на одну лавочку в их душе. И еще они обязательно должны почувствовать, что прежде всего мы хотим им помочь, а не заниматься их воспитанием, читая мораль. В общем-то, как и все мы, больше всего дети хотят любви, тепла, внимания, сочувствия и понимания. Гениев от природы – единицы. Детей способных, успевающих по всем предметам и не доставляющих никаких хлопот учителям и родителям – 15–20 %. А что же делать со всеми остальными детьми, такими разными? Умными, но рассеянными? Способными, но гиперактивными? Теми, которые знают учебники от корки до корки, но не умеют ответить на поставленный учителем вопрос и пользоваться выученными ими правилами и формулами? Теми, которые к пятому классу еще читают по слогам?

Понятно, что филологи на уроках литературы применяли приёмы театрализации. Но почему только литература? Мы пошли дальше… Конечно, были и сложности, не все педагоги сразу захотели включиться в эксперимент – театр в предмете. Постепенно выстроилась, не всем сначала видимая, предметная взаимосвязь. Зазвучали молотки исторических судов, на переменах в коридорах можно было встретить споривших Пифагора и Эйнштейна, на уроках трудового обучения учащиеся с преподавателями раскраивали и шили костюмы, оформляли по заявкам декорации, юные химики осваивали спецэффекты и многое-многое другое. Школа забурлила активной жизнью, и это очень значимо. К сожалению, пока это только малая толика большой задумки. Есть проблемы, и прежде всего это, конечно, материальная сторона. Понятно, что каждый урок таким быть не может, да и не должен, но мы видим заинтересованность учащихся, их любопытство, что будет дальше. Положительным моментом является то, что образовательное пространство школы стало мобильным. Каждый день происходят изменения в обстановках в классах. Дети имеют возможность выхода за пределы своего кабинета и класса («В гости в 6а», «А судьи кто?», «Пифагоровы штаны во все стороны равны» - проведение разновозрастных уроков). И снова проблема – нелинейное расписание, по каким параметрам оно должно быть выстроено? Нерешённых вопросов много, но уже то, что наши учащиеся на ОГЭ и ГВЭ показывают 100% успеваемость (единственная школа города) – это большой +, хотя и здесь проблема – качество невысокое.

Какой следующий шаг? Много лет мы работали с учащимися разного уровня усвоения материала, стараясь всевозможными способами вычленить, разбить детей по группам, по умениям-неумениям… Пока не было стандарта, задача была ясна – дать базовый уровень, дальше – каждому по возможностям. Учителя, работая в общеобразовательном классе и классе СКО, не могли вести одинаково уроки. Сейчас же задана иная планка, классы не делятся, а стандарт диктует оценивать индивидуальные продвижения учащихся – предметные и не только. Проблема усугубилась, как, не имея временной возможности, уже в начале 5 класса, не только изучить детей, выявить их уровень: умеет - не умеет, знает – не знает, - но и вычленить все неумения, определив причины, разработать план действий и выйти на портфолио. Одним из выходов в данной ситуации нам видится подробное, глубокое сопровождение учащихся из начальной школы. Раньше мы получали сведения о семье ребёнка, психолого-социальные данные (социализирован или нет), успевает – не успевает по предметам и т. д., сейчас этого недостаточно. Мы подаём заявку начальному звену для получения полного объёма данных о ребёнке. Надеемся, что этот шаг ещё приблизит нас хоть немного к тому идеальному выпускнику, социально значимой, конкурентоспособной личности.