Просмотр содержимого документа
«выступление на мо начальных классов по теме"Формирование навыка чтения."»
Сообщение по теме : « Формирование навыка чтения в период обучения грамоте.»
Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека – искусство и наука . Обе эти силы соединены в книге . М. Горький.
Формирование навыков – сложный процесс . Логика подготовки и проведения урока подсказывает необходимость выделения двух алгоритмов :
- Последовательность познавательной деятельности по формированию знаний .
- Последовательность формирования элементов знаний .
Только в этом случае возможно формирование умений , знаний и навыков по предмету.
В начальной школе каждый предмет требует формирования определенных знаний , умений и навыков.
На уроках чтения основная задача – формирование навыка беглого . осознанного , выразительного чтения , развитие речи учащихся . Как решить эту задачу ?
Прежде всего – научить обучающихся слушать слово , художественное произведение ,то есть воспринимать художественное произведение на слух . С первых уроков обучения грамоте , внеклассного чтения перед детьми ставится задача представить себе читаемое в красках , звуках , формах . Учитель же со своей стороны должен обладать интонационной выразительностью читаемого произведения . В этом случае дети смогут представить себе героев , ситуацию , обстановку , привыкнут и научатся воображать , у них разовьётся стремление оценивать свои переживания , а также поступки героев .
Вторая не менее важная задача – это усвоить понятие « читать »в узком и широком его смысле и формирование навыков учебной деятельности .Обучение чтению в узком смысле связано с задачей , в которую входит введение ребенка в фонемную систему языка ( звук , буква , понятие , различие) Эта задача глубоко познавательная и имеет значение не только для обучения чтению , но и для всего последующего курса изучения родного языка . Это сложный материал и усвоение происходит только при использовании наглядности и игровых ситуаций , хоровой работе , развитии логического мышления .
Виды работы.
Чтение за ведущим облегчает процесс овладения плавным слоговым чтением , быстрее развивает поле чтения . Ученик легче усваивает алгоритм чтения и умения фиксировать зрение на гласной букве , дети легче переходят к слитному чтению .
Чтение птичьим базаром , когда все ученики читают тихим голосом . В это время у учителя есть возможность поработать со слабыми детьми .
Чтение « цепочкой» -более сложный вид деятельности . Чтобы организовать такое чтение , детям надо следить за чтением , а что это такое и как это сделать они не знают .Возникает задача , как научиться следить за чтением . Как только дети научились читать слово по слогам перед учениками была поставлена первая задача научиться следовать за медленным чтением учителя глазами и пальцем по строке .Затем вторая задача – сформировать и закрепить новые фиксации глаз на слова . А в дальнейшем на строке с одновременным проговариванием шепотом или вслух. Третья задача –сформировать навык беглой артикуляции . Это значит читать вместе с учителем в нужном темпе с преимущественной опорой на звучащий текст ( 1-2 класс ) .Чтение за ведущим применяют систематически для обучения правильному и выразительному чтению .
Повышению результативности обучения способствует создание на уроке таких ситуаций , когда ученик оказывается в педагогической позиции : взаимный контроль школьников , обучение литературных персонажей , помощь учителю , который очень часто на уроке совершает « ошибки» . выступление в роли литературного героя , в роли слова , буквы и так далее . Работа над скороговорками , чистоговорками .
На уроках чтения для улучшения качественных показателей нужно вводить тренировочные упражнения связанные со зрительным восприятием . Эта работа направлена на выработку правильности чтения . на воспитание внимания к зрительному образу слова , на совершенствование способа и темпа чтения .С этой целью можно вводить логические упражнения .Время для прочтения слов максимально сокращается .За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова , но и произвести сложную умственную работу : сопоставить , обобщить , сгруппировать .
Назови одним словом : чиж , грач , ласточка , стриж -……………
Раздели слова на группы : заяц , горох ,корова , шкаф , стул . медведь , ёж , огурец , капуста -………
К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова : травы -клевер . щавель , подорожник , кедр . лиственница .
Упражнения такого типа способствуют развитию техники чтения ,синтезу восприятия слова . понимания его значения . Не следует забывать о психологическом настрое учащихся , о развитии интереса к знаниям , к книге ,о формировании культуры чтения .
Большое значение следует уделять работе с родителями по развитию у детей интереса к книге . чтению . Проблему приобщения ребенка к книге нельзя решить учителю без опоры на семью .Это не значит . что на родителей переносят задачу обучения детей читать и писать . Ребята вместе с родителями должны быть в постоянном поиске при выполнении домашних заданий . Например : сочинить по опорным словам стихи о зиме . рассказ о весне из 15 и более слов . найти загадки по теме .отобрать пословицы . поговорки .найти ответы на вопросы , составить кроссворд и так далее . Нужно учить пользоваться всеми видами словарей . На каждом уроке чтения отвожу 5 минут для чтения любимой книги ( приносят из дома ) Слушаем чтение отрывков из этих книг . Беседуем .оцениваем .
Чтобы воспитать у детей любовь к книге . надо прежде всего научить их читать , читать правильно , сознательно , выразительно .