Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса, коллеги.
Немного о себе. Я, Панасюк Ирина Михайловна, учитель начальных классов Ново - Украинской основной общеобразовательной школы №14. Мой педагогический стаж 25 лет.
Слайд 2
Девизом к конкурсу я взяла слова Стендаля « Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех» и могу сказать, что эти слова полностью соответствуют моей личностной позиции. Я считаю, что необходимо, как в профессиональной деятельности, так и в любой жизненной ситуации оставаться самим собою, только в этом случае, можно добиться расположения детей, уважения окружающих, любви близких.
Слайд 3
Имею высшее образование, в 2008 году окончила Южный федеральный университет.
Слайд 4
Как учитель и классный руководитель, считаю, что, конечно же, важно научить ребенка основам математики, русского языка и других предметов. Но не менее важно воспитать достойного человека, социализированного в современном обществе.
Слайд 5
Второй год я работаю по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения». Ни для кого не секрет, что в последнее время все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к литературному чтению в частности. Дети читают неохотно и мало. Уроки чтения становятся для них скучными. Этому есть ряд причин, таких как:
- общий спад интереса к чтению;
- обилие источников информации помимо чтения (интернет, телевидение);
- уменьшение количества времени на чтение.
Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. Поэтому на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.
И сразу возникает ряд вопросов:
Слайд 6
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к обучению?
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.
Применение технология критического мышления на уроках литературного чтения, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.
Слайд 7
Также применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
Предметных: новые знания по конкретному предмету;
Личностных: развитие мотивов учебной деятельности, этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми );.
Метапредметных: формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Слайд 8
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. а педагог координирует их работу: наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной
Слайд 9
Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысления и рефлексии.
Первая стадия – Вызов.
Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).
При изучении творчества Льва Николаевича Толстого на этой стадии я использовала прием «Корзина идей» Слайд 10
Прием таблица «Знаем/хотим узнать/узнали» Слайд 11
Прием «Верные и неверные утверждения» Слайд 12
Я предлагаю вам на несколько минут стать учениками. Выберите, пожалуйста, из утверждений те, которые вы считаете, верными.
Вторая стадия – Осмысление.
На стадии осмысления учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
И один из приемов, который используется мной в работе на этой стадии – это «Инсерт» -чтение с пометками. И сейчас вы можете использовать данный прием для проверки правильности выбранных утверждений.
Слайд 13
Так же на стадии «Осмысления», часто использую в работе прием «Чтение с остановками». Использование приема чтения с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот приём, мы подходим с детьми к пониманию основной мысли текста.
Слайд 14
Третья стадия – Рефлексия.
Размышление и обобщение того, что узнали на уроке по данной проблеме.
На этой стадии я использую такие приемы, как «Перевернутые логические цепочки». Слайд 15
прием «Кластер» Слайд 16
Часто использую прием «Синквейн». Слайд 17
Еще на этой стадии урока завершаем заполнение таблицы «Знаем/хотим узнать/узнали». Слайд 18
Слайд 19
Как показал сравнительный анализ итогов анкетирования, которое я проводила в сентябре 2015 года и в начале этого учебного года у детей повысился интерес к чтению. Так в 2015 году только 30% опрошенных учащихся ответили, что они любят читать, в этом году этот процент вырос до 60%. И наоборот понизился процент учащихся, которые ответили, что читают только потому, что это надо для учебы с 70% до 40%.
Слайд 20
Закончить свое выступление я хотела бы словами
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом. (Федоренко Т.Н.)
Источники информации
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново-Украинская основная общеобразовательная школа №14
Из опыта работы учителя начальных классов
Панасюк Ирины Михайловны
по теме
«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
2016-2017 уч.год