СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по теме "Использование ТРКМ на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО по теме "Использование ТРКМ на уроках литературного чтения" в рамках конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по теме "Использование ТРКМ на уроках литературного чтения"»

Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса, коллеги.

Немного о себе. Я, Панасюк Ирина Михайловна, учитель начальных классов Ново - Украинской основной общеобразовательной школы №14. Мой педагогический стаж 25 лет.

Слайд 2

Девизом к конкурсу я взяла слова Стендаля « Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех» и могу сказать, что эти слова полностью соответствуют моей личностной позиции. Я считаю, что необходимо, как в профессиональной деятельности, так и в любой жизненной ситуации оставаться самим собою, только в этом случае, можно добиться расположения детей, уважения окружающих, любви близких.

Слайд 3

Имею высшее образование, в 2008 году окончила Южный федеральный университет.

Слайд 4

Как учитель и классный руководитель, считаю, что, конечно же, важно научить ребенка основам математики, русского языка и других предметов. Но не менее важно воспитать достойного человека, социализированного в современном обществе.

Слайд 5

Второй год я работаю по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения». Ни для кого не секрет, что в последнее время все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к литературному чтению в частности. Дети читают неохотно и мало. Уроки чтения становятся для них скучными. Этому есть ряд причин, таких как:

- общий спад интереса к чтению;

- обилие источников информации помимо чтения (интернет, телевидение);

- уменьшение количества времени на чтение.

Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. Поэтому на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

И сразу возникает ряд вопросов:

Слайд 6

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.

Применение технология критического мышления на уроках литературного чтения, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Слайд 7

Также применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

  • Предметных: новые знания по конкретному предмету;

  • Личностных: развитие мотивов учебной деятельности, этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми );.

  • Метапредметных: формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Слайд 8

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. а педагог координирует их работу: наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной


Слайд 9


Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысления и рефлексии.

Первая стадия – Вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

При изучении творчества Льва Николаевича Толстого на этой стадии я использовала прием «Корзина идей» Слайд 10

Прием таблица «Знаем/хотим узнать/узнали» Слайд 11

Прием «Верные и неверные утверждения» Слайд 12

Я предлагаю вам на несколько минут стать учениками. Выберите, пожалуйста, из утверждений те, которые вы считаете, верными.


Вторая стадия – Осмысление.

На стадии осмысления учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

И один из приемов, который используется мной в работе на этой стадии – это «Инсерт» -чтение с пометками. И сейчас вы можете использовать данный прием для проверки правильности выбранных утверждений.

Слайд 13

Так же на стадии «Осмысления», часто использую в работе прием «Чтение с остановками». Использование приема чтения с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот приём, мы подходим с детьми к пониманию основной мысли текста.

Слайд 14

Третья стадия – Рефлексия.

Размышление и обобщение того, что узнали на уроке по данной проблеме.

На этой стадии я использую такие приемы, как «Перевернутые логические цепочки». Слайд 15

прием «Кластер» Слайд 16

Часто использую прием «Синквейн». Слайд 17

Еще на этой стадии урока завершаем заполнение таблицы «Знаем/хотим узнать/узнали». Слайд 18


Слайд 19

Как показал сравнительный анализ итогов анкетирования, которое я проводила в сентябре 2015 года и в начале этого учебного года у детей повысился интерес к чтению. Так в 2015 году только 30% опрошенных учащихся ответили, что они любят читать, в этом году этот процент вырос до 60%. И наоборот понизился процент учащихся, которые ответили, что читают только потому, что это надо для учебы с 70% до 40%.

Слайд 20

Закончить свое выступление я хотела бы словами

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом. (Федоренко Т.Н.)















Источники информации

  1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

  2. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

  3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

  4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.

  5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»

  7. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  8. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.





























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ново-Украинская основная общеобразовательная школа №14

 

 













Из опыта работы учителя начальных классов

Панасюк Ирины Михайловны





по теме

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»



















2016-2017 уч.год