Составление творческих рассказов по пословицам.
Без пословиц не проживешь — точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение придается пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в своей речи.
Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи, они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы записываются, создаются книги, которые украшаются детскими рисунками, фотографиями.
Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Обучение составлению коротких творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем. Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц. Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях. Развитие слуховой памяти, воображения, абстрактного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ Карты с рисунками прямого значения пословиц. Выставка книг по малым фольклорным формам, Конверт с пословицами графическими изображениями рассказов. Ребус. ПОДГОТОВКА
Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями).
Чтение художественных произведений (с воспитателями) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть»
Организационный момент
Дети рассматривают книжную выставку.
Логопед. На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества — малые фольклорные формы. Назовите их.
Дети. Потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
Логопед. Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. V народа для всякого случая есть пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как Надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?
Дети. Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
Подбор слов-антонимов
Дети подбирают к словам анонимы.
Логопед. Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и...
Дети. Лжи.
Логопед. О труде и...
Дети. Лени.
Логопед. О войне и...
Дети. Мире.
Логопед. О счастье и...
Дети. Горе.
Логопед. О родителях и...
Дети. Детях.
Логопед. О знании, уме и...
Дети. Глупости.
Логопед. О совести, чести и...
Дети. Бесчестии.
Понимание прямого и переносного смысла пословиц
Логопед. Вы уже знаете много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.
Дети по очереди берут карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл), называют ее и объясняют переносный смысл. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Объясни значение этой пословицы.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Как ты ее понимаешь?
Человек без друзей, что дерево без корней.
Как можно сказать по-другому?
Каждый кулик свое болото хвалит.
Про кого так говорят?
Любишь кататься, люби и саночки возить.
В каком случае так говорят?
Двое пашут, а семеро руками машут.
Что это значит?
Дети. Придумать истории по пословицам.
Словообразование
Логопед. Давайте подумаем, где могут произойти эти истории?
Дети. В саду, на даче, дома, на улице, в лесу, в гостях.
Логопед. Для кого подойдут эти пословицы? Если человек шалит (дерется, мастерит, работает, трудится, ворчит, озорничает, трусит, ленится), кто он? А она?
Дети. Шалун, шалунья (драчун, мастер, работник, труженик, ворчун, озорник, трус, лентяй).
Игра «Скажи наоборот»
Логопед. Я предлагаю поиграть с пословицами в веселую игру «Скажи наоборот». В коробке лежат ваши помощники. За правильный ответ вы берете кубик. Кубик на кубик. Выигрывает тот, у кого выше будет башня. Итак, начали! Длинная...
Дети. Короткая.
Логопед. Ленивая...
Дети. Работящая.
Логопед. Длинная нитка — ленивая девка.
Дети. Короткая нитка — работящая девка.
Аналогично проводится работа с пословицами «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Молодому все просто», «В ком добра нет, в том и правды нет» . Слово — серебро, молчание — золото.
Дети открывают конверт.
Картинки с сюжетом пословиц.
(Там находятся листы с пословицами и схемами к ним. Их в два раза меньше количества детей. Они решают выполнять задание парами.
Че-ло-век без дру-зей, что де-ре-во без кор-ней.
За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся — ни од-но-го не пой-ма-ешь.
Яб-ло-ко от яб-ло-ни не-да-ле-ко па-да-ет.) – для подготовительной группы.
Составление творческих рассказов
Логопед. Вам нужно будет не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих товарищей. Каким должен быть Рассказ?
Дети. Интересным, подробным.
Логопед. Как нужно рассказывать?
Дети. Выразительно, четко, громко, без больших пауз.
Логопед. Подумайте, в какой жизненной ситуации можно использовать эти пословицы?
Дети по очереди парами составляют короткие творческие рассказы. Другие их оценивают, объясняя свое решение. Результаты логопед заносит в протокол. Объявляются победители.
Итог занятия
Логопед. Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица?
Дети. Короткая мудрая мысль, поучение.
Логопед. Чему она нас учит?
Дети. Как надо поступать, а как не надо.
Логопед. Теперь конверт у нас пустой. Я предлагаю вам нарисовать свои рассказы, положить в него и подарить ребятам. Согласны?
Задание воспитателям
1. Рисование по следам творческих рассказов.
2. Закрепление понимания прямого и переносного значения пословиц.
Объяснение значения пословиц детьми
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Это значит не нужно в одно и то же время делать две работы, например, рисовать и играть в куклы. Если много дел будешь делать сразу, ничего не получится. (Ильгар.)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Дети всегда похожи на своих родителей. Так происходит потому, что они всегда много дел делают вместе. (Ярик.)
Человек без друзей, что дерево без корней.
Человек не может жить без друзей. Друзья помогают в жизни, всегда придут на помощь. С ними весело и хорошо. (Люся.)
Каждый кулик свое болото хвалит.
Иногда люди очень себя любят и хвалят только себя, свои вещи, игрушки, дом. И говорят, что у других все плохое. (Никита.)
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Я люблю играть, рисовать, гулять. Но надо за собой все убирать: вещи, игрушки, посуду. (Лиза.)
Двое пашут, а семеро руками машут.
Бывает так, что один трудится, а другие не помогают, ленятся, только мешают. (Полина)
Пословицы в рассказах детей
Мы с ребятами пошли на рыбалку. Ловили, ловили, рыба не клевала. Прошло время. Смотрим, а приманка кончилась. Мы с Мишей пошли копать червей, остальные ребята идти не захотели. Мы накопали и пришли снова на речку. Ребята стали просить у нас червей, но мы им не дали. Пока двое пашут, семеро руками машут. (Никита.)
Маша увидела очень красивый конструктор в магазине. Она попросила купить его. Папа купил конструктор и принес его домой. Маша поиграла с ним, а убирать его не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Паша.)
Мой друг Гоша говорит, что его велосипед лучше. У него и звонок есть, и ручной тормоз. А я свой хвалю: «У моего велосипеда есть корзина, багажник, светоотражатели». Получается, что каждый кулик своё болото хвалит. (Вова.)
У меня папа — механик. Он меня научил работать молотком, отверткой, рулеткой, гаечным ключом. А еще мы вместе поменяли колеса на машине. Я хочу тоже стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает. (Влад)
Загадки о сказочных персонажах
Круглый бок, желтый бок — На грядке вырос колобок. И к земле прирос он крепко. Что же это? (Репка.)
Что за домик это странный, Небольшой и деревянный? Там живут комар, лягушка, Еж, лиса и мышь-норушка. Крепко заперли замок. Что за домик? (Теремок.)
Этот мишка не страшит, Ведь он весь из плюша сшит, Лишь о меде он мечтал, В норке Кролика застрял, Ведь он ест всегда за двух И зовется... (Винни-Пух).
Принцесса когда-то жила, Красавицей редкой была. Случайно взяла веретено, Ее укололо оно. Заснула она на сто лет, Известна на весь белый свет. И сказка о ней всем нравится. Кто она? (Спящая красавица.)
У королевы дочь была, Как снег, лицом она бела. Жила у гномиков в избушке, Ей яблоко дала старушка. Онв уснула крепким сном, Принц разбудил ее потом. Так назови ее, не мешкай, Конечно, это... (Белоснежка.)
Девочка непростая — Холодная, ледяная. Выросла зимой морозной, Подружилась с ночью звездной, Но лишь солнце припечет, Вмиг с ручьями утечет. (Снегурочка.)
Человечек озорной, Ростом очень небольшой, Колпачок блестит на нем, И зовем его мы... (гном.)
Основная часть
Звучит тихая таинственная музыка.
Логопед
Сказку вам я расскажу, В сказку в гости приглашу. Слушайте, дети. Жила семья на свете:
Муж, жена, три дочки с ними. Дочки были уж большими. Только две из них лентяйки, Неряхи, задиры, зазнайки. Лишь одна из них была И сердечна и мила. И это ... (кто?) Золушка была. Во дворце сегодня бал, Всех король туда позвал. Мачеха и дочки из вредности Наряды свои на кусочки разрезали. Помогите Золушке, ребята, Из кусочков собрать наряды.
Дети собирают платья из цветного картона, разрезанные на кусочки. Логопед спрашивает, на что похоже это платье своим цветом, если на небо - значит, это платье цвета неба, или травы, или солнца, или моря и т.д.
Но мачеха сказала: Если хочешь танцевать, Работу нужно выполнять. Посиди, семена с крупой перебери.
Поможем Золушке, ребята!
Дети по парам перебирают небольшие порции крупы и семян на тарелочках.
Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету!
Золушка в плохой одежде прячете за тыкву из картона и выходит в грязной одежде.
Пока Золушка едет, попробуй определить с закрытыми глаз ми крупу и семена.
Дети на ощупь определяют и говорят, что в какой тарелке лежит.
Мы хотим вслед за Золушкой попасть на бал, нужно повторить стук по волшебной тыкве.
Дети воспроизводят постукивания логопеда различного ритма, последовательности и длительности.
динамическая пара
Звучит веселая музыка.
Логопед
Гости пляшут, гости пляшут И вот этак, и вот так! И по парам, и кружком, И вприпрыжку, и шажком! В бальном зале Много света.
На стене висят портреты. Портрет...
Дети. Короля, королевского шута, королевского кота.
Логопед. После того как гости потанцевали, они подошли к столу, где было угощение, но... Жадные мачеха и дочки уже все съели. Не осталось... (логопед показывает картинки.) Дети
Ни... мороженого, ни пирожного, Ни котлеты, ни конфеты, Ни мармелада, ни шоколада, Нет ни торта, ни баранки. Маасе хлеба нет ни буханки.
Логопед. Стоят гости голодные. Но Золушка взяла немного •••соли, •••майонеза, •••капусты, •••моркови, •••лука, шпината. Получилось много... салата.
Каждый из детей высыпает свой продукт в общую тарелку и по очереди мешает ложкой. Дети закрывают глаза, логопед дает понюхать им лук.
Запах чего? (Лука.) Полезен от чего? (От гриппа.)
Затем Золушка взяла: стакан... сахара, половину... арбуза, килограмм... смородины —и сварила много компота. Вот какая Золушка! Увидел принц, какая она рукодельница, и решил взять ее в жены.
Закрепление темы в комплексе с сенсорным воспитанием
Дети закрывают глаза. Логопед дает им понюхать и лизнуть тоненький ломтик апельсина, лимона, банана, яблока и т.д. Дети говорят: «Это вкус и запах лимона», и т.п.
Подведение итогов и приглашение попробовать фрукты после занятия.
Первый год обучения (II период)
Занятие 2. Подбор определений к предметам и объектам
Цели:
формирование у детей умения подбирать определения к предметам;
обогащение речи детей прилагательными с уточнением их значения;
согласование прилагательных с существительными;
• развитие логического мышления.
Ход занятия Организационная часть
Логопед (загадывает загадку описательного характера). Рыжая, хитрая, пушистая. Кто это? Как вы догадались, что это лиса? Какие слова помогли?
Сегодня мы будем учиться подбирать такие слова-помощники, которые нам помогут узнать различные предметы.
Основная часть
На доске картинки, к изображениям которых дети с помощью логопеда подбирают определения.
Волк — зубастый, серый, злой, хищный, коварный.
Сорока — длиннохвостая, белобокая, крикливая, болтливая.
Собака — умная, добрая, верная, смелая, быстрая, сильная.
Зима — снежная, холодная, студеная, морозная, вьюжная, метельная, долгая, ранняя.
Золушка — трудолюбивая, скромная, красивая, сердечная, милая, любезная, терпеливая, рукодельная.
Самолет — быстрый, стремительный, мощный, реактивный, пассажирский, новый, военный.
Кресло — удобное, плюшевое, мягкое, цветное, низкое, новое, дорогое, детское.
Кофейник — фарфоровый, изящный, расписной, китайский, тонкий, легкий, хрупкий, высокий, узкогорлый.
Динамическая пара
Логопед читает, как Золушка рассказывает о своих делах, а дети выполняют соответствующие движения.
Я стираю, подметаю, Я все глажу, вычищаю. Отдыха совсем не знаю. Я вскопаю грядки, Семена посею, Все полью из кадки, Воды не пожалею.
Подбор предметов к определениям
На доске ряд картинок. Логопед дает загадку-описание. На каждую загадку дети находят нужную картинку. При затруднении можно предлагать по 3—4 картинки.
Теплое, длинное, зимнее, новое... (пальто).
Резиновый, круглый, большой... (мяч).
Деревянный, высокий, заброшенный... (дом).
Сладкая, шоколадная, вкусная... (конфета).
Свежая, хрустящая, мягкая... (булка).
Студеная, морозная, снежная... (зима).
Яркое, теплое, летнее... (солнце)'
Стройная, белоствольная, кудрявая... (береза).
Крепкий, могучий, раскидистый... (дуб).
Дорогая, старенькая, ласковая... (бабушка).
Холодный, пушистый, мягкий... (снег).
Густой, непроходимый, дремучий... (лес).
Дидактическая игра с куклой «Буратино»
Логопед. Кто этот сказочный герой? Деревянный, непослушный, доверчивый, весёлый, находчивый, любопытный. Он не ходил в школу и не знает, что бывает зеленым. Подскажите, ребята. (Огурец, крокодил, и т.д.)
А теперь скажите, что бывает:
— широким (река, дорога, лен-0а, улица);
— холодным (чай, снег, молоко, погода, ветер, дождь);
— пушистым (белка, кошка, волосы, кофта, вата, снег, шуба);
— круглым (мяч, апельсин, голова, солнце).
Игра «Угадайка»
Логопед. Стеклянный, прозрачный, высокий. Это стакан или банка?
Расписная, деревянная, красивая. Это матрешка или кувшин?
Колючий, зеленый. Это кактус или крапива?
Липкий, сладкий, твердый. Это леденец или конфета?
Подведение итогов. Занятие 3
Цели: формирование у детей умения подбирать определения к предметам, учитывая их вкус, качество, консистенцию, цвет, форму; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом; обучение правильному согласованию существительных с прилагательными; развитие слухового внимания и памяти; обогащение словаря.
Оборудование. Дидактическая кукла «Мишка-сластена» : предметные картинки, натуральные сладости.
Ход занятия
Организационная часть
Логопед. Сегодня мы с вам отправимся в кладовую за сладкими запасами. Нашим экскурсоводом будет этот Мишка-сластена (показывает игрушку).
Проводится словарная работа по уточнению значений слов: сластена, сладкоежка, экскурсовод
Основная часть
Логопед. Посмотрите, как в нашей кладовой запасы (показывает баночки): пюре, джем; варенье, пастила, сок, компот, повидло, желе, мармелад, карамель
Логопед читает небольшие стихотворные тексты, показывая каждому картинку. После каждого задает детям вопросы. Пастила какая? Сок какой? и т.п.
В коробке пастила яблочная она.
Нежная, прозрачная, желтая, Яблоками пахнет долго.
Клюквенный сок ароматный Наливаем в стеклянный стакан. Вкусный, полезный, приятный, Будет он полезен вам.
Грушевое варенье. Сварим на день рожденья. Густое и очень душистое, Чудесное и золотистое.
Черничный сок витаминный — Красивый, неповторимый, Темно-фиолетовый, Сладкий, как конфета.
Мармелад лимонный, с кислинкой. Прекрасный, свежий, как росинка.
Темно-красное варенье Вишенки нам подарили. Быстро мы его сварили, В баночки легко разлили.
Ванильная, ореховая халва — От всех тебе похвала.
Динамическая пауза
Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот его кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
— Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Логопед. А теперь давайте пробовать запасы и рассказывать какие они. Детям раздаются маленькие кусочки сладостей, они пробуют и рассказывают, Карамель, как скажем ласково?
Дети. Карамелька.
Логопед. Какая она?
Дети. Прозрачная, гладкая, золотистая, матовая, скользкая, твердая, вкусная, сладкая.
Логопед. Вафля?
Дети. Вафелька хрустящая, хрупкая, шоколадная, белая, фруктовая, ломкая.
Логопед. Мармелад?
Дети. Мармеладик сахарный, мягкий, сладкий, прозрачный, желтый, фруктовый.
Логопед. Зефир?
Дети. Зефирчик мягкий, нежный, воздушный, тающий, белый, фруктовый, шоколадный, вкусный.
Подведение итогов занятия.