СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей - логопедов из опыта работы по теме: "Составление творческих рассказов по пословицам с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей - логопедов из опыта работы по теме: "Составление творческих рассказов по пословицам с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи". 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей - логопедов из опыта работы по теме: "Составление творческих рассказов по пословицам с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи".»

Составление творческих рассказов по пословицам.

Без пословиц не прожи­вешь — точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отража­ют все стороны человеческой жизни. В них заключены ве­ковая мудрость, красота и сила русской речи.

При знакомстве детей с пословицами особое значение придается пониманию метко­сти, точности их языка, ос­мыслению прямого и перенос­ного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использо­вать их в своей речи.

Пословицы характеризуют­ся емкостью содержания, по­этому применимы к множе­ству сходных ситуаций. Но только в речи, они приобрета­ют конкретный смысл. Это позволяет эффективно исполь­зовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы запи­сываются, создаются книги, которые украшаются детски­ми рисунками, фотографиями.

Работа над пословицами не должна ограничиваться толь­ко занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую остро­ту, силу и выразительность.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Обучение составлению ко­ротких творческих расска­зов по пословицам с исполь­зованием графических схем. Обучение пониманию про­стого и переносного смыс­ла пословиц. Формирование умения при­менять пословицы в разных жизненных ситуациях. Развитие слуховой памяти, вообра­жения, абстрактного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ Карты с рисунками пря­мого значения пословиц. Выставка книг по ма­лым фольклорным формам, Конверт с пословицами графическими изображениями рассказов. Ребус. ПОДГОТОВКА

Чтение, разучивание ма­лых фольклорных форм (с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями).

Чтение художественных произведений (с воспитате­лями) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть»
Организационный момент

Дети рассматривают книжную выставку.

Логопед. На нашей вы­ставке собраны произведения устного народного творче­ства — малые фольклорные формы. Назовите их.

Дети. Потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

Логопед. Сегодня мы по­говорим с вами о пословицах. V народа для всякого случая есть пословица — короткая Мудрая мысль, поучение, как Надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?

Дети. Они учат нас сме­лости, верности, дружбе, трудолюбию.

Подбор слов-антонимов

Дети подбирают к словам ан­онимы.

Логопед. Много посло­виц придумал народ. Есть по­словицы о добре и зле, о правде и...

Дети. Лжи.

Логопед. О труде и...

Дети. Лени.

Логопед. О войне и...

Дети. Мире.

Логопед. О счастье и...

Дети. Горе.

Логопед. О родителях и...

Дети. Детях.

Логопед. О знании, уме и...

Дети. Глупости.

Логопед. О совести, че­сти и...

Дети. Бесчестии.

Понимание прямого и переносного смысла пословиц

Логопед. Вы уже знае­те много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспом­нить некоторые из них.

Дети по очереди берут карты с рисунками, на которых изображе­но то, о чем говорится в послови­це (прямой смысл), называют ее и объясняют переносный смысл. За двумя зайцами пого­нишься — ни одного не пой­маешь.

Объясни значение этой пословицы.

Яблоко от яблони неда­леко падает.

Как ты ее понимаешь?

Человек без друзей, что дерево без корней.

Как можно сказать по-другому?

Каждый кулик свое бо­лото хвалит.

Про кого так говорят?

Любишь кататься, люби и саночки возить.

В каком случае так гово­рят?

Двое пашут, а семеро руками машут.

Что это значит?

Дети. Придумать истории по пословицам.

Словообразование

Логопед. Давайте поду­маем, где могут произойти эти истории?

Дети. В саду, на даче, дома, на улице, в лесу, в го­стях.

Логопед. Для кого по­дойдут эти пословицы? Если человек шалит (дерется, мас­терит, работает, трудится, ворчит, озорничает, трусит, ленится), кто он? А она?

Дети. Шалун, шалунья (драчун, мастер, работник, труженик, ворчун, озорник, трус, лентяй).

Игра «Скажи наоборот»

Логопед. Я предлагаю поиграть с пословицами в ве­селую игру «Скажи наобо­рот». В коробке лежат ваши помощники. За правильный ответ вы берете кубик. Ку­бик на кубик. Выигрывает тот, у кого выше будет баш­ня. Итак, начали! Длин­ная...

Дети. Короткая.

Логопед. Ленивая...

Дети. Работящая.

Логопед. Длинная нит­ка — ленивая девка.

Дети. Короткая нитка — работящая девка.

Аналогично проводится рабо­та с пословицами «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Мо­лодому все просто», «В ком доб­ра нет, в том и правды нет» . Слово — серебро, молчание — золото.

Дети открывают конверт.

Картинки с сюжетом пословиц.

(Там находятся листы с пословицами и схемами к ним. Их в два раза мень­ше количества детей. Они решают выполнять задание парами.

Че-ло-век без дру-зей, что де-ре-во без кор-ней.

За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся — ни од-но-го не пой-ма-ешь.

Яб-ло-ко от яб-ло-ни не-да-ле-ко па-да-ет.) – для подготовительной группы.

Составление творческих рассказов

Логопед. Вам нужно бу­дет не только придумать ин­тересные истории, но и оце­нить рассказы своих товари­щей. Каким должен быть Рассказ?

Дети. Интересным, под­робным.

Логопед. Как нужно рассказывать?

Дети. Выразительно, чет­ко, громко, без больших пауз.

Логопед. Подумайте, в какой жизненной ситуации можно использовать эти по­словицы?

Дети по очереди парами со­ставляют короткие творческие рассказы. Другие их оценивают, объясняя свое решение. Результа­ты логопед заносит в протокол. Объявляются победители.

Итог занятия

Логопед. Хорошие полу­чились у вас рассказы. Ста­ринные пословицы живут в нашем языке и сегодня, ук­рашают нашу речь. Так что же такое пословица?

Дети. Короткая мудрая мысль, поучение.

Логопед. Чему она нас учит?

Дети. Как надо посту­пать, а как не надо.

Логопед. Теперь кон­верт у нас пустой. Я предла­гаю вам нарисовать свои рас­сказы, положить в него и по­дарить ребятам. Согласны?

Задание воспитателям

1. Рисование по следам творческих рассказов.

2. Закрепление понимания прямого и переносного зна­чения пословиц.










Объяснение значения пословиц детьми

За двумя зайцами пого­нишься — ни одного не пой­маешь.

Это значит не нужно в одно и то же время делать две работы, например, рисовать и играть в куклы. Если много дел будешь делать сразу, ни­чего не получится. (Ильгар.)

Яблоко от яблони неда­леко падает.

Дети всегда похожи на сво­их родителей. Так происходит потому, что они всегда много дел делают вместе. (Ярик.)

Человек без друзей, что дерево без корней.

Человек не может жить без друзей. Друзья помогают в жизни, всегда придут на по­мощь. С ними весело и хоро­шо. (Люся.)

Каждый кулик свое бо­лото хвалит.

Иногда люди очень себя любят и хвалят только себя, свои вещи, игрушки, дом. И говорят, что у других все плохое. (Никита.)

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Я люблю играть, рисо­вать, гулять. Но надо за со­бой все убирать: вещи, иг­рушки, посуду. (Лиза.)

Двое пашут, а семеро руками машут.

Бывает так, что один трудится, а другие не помогают, ленятся, только мешают. (Полина)

Пословицы в рассказах детей

Мы с ребятами пошли на рыбалку. Ловили, ловили, рыба не клевала. Прошло вре­мя. Смотрим, а приманка кон­чилась. Мы с Мишей пошли копать червей, остальные ре­бята идти не захотели. Мы накопали и пришли снова на речку. Ребята стали просить у нас червей, но мы им не дали. Пока двое пашут, семе­ро руками машут. (Никита.)

Маша увидела очень кра­сивый конструктор в магази­не. Она попросила купить его. Папа купил конструктор и принес его домой. Маша по­играла с ним, а убирать его не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Паша.)

Мой друг Гоша гово­рит, что его велосипед луч­ше. У него и звонок есть, и ручной тормоз. А я свой хва­лю: «У моего велосипеда есть корзина, багажник, светоотражатели». Получа­ется, что каждый кулик своё болото хвалит. (Вова.)

У меня папа — меха­ник. Он меня научил рабо­тать молотком, отверткой, рулеткой, гаечным ключом. А еще мы вместе поменяли колеса на машине. Я хочу тоже стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает. (Влад)


Загадки о сказочных персонажах

Круглый бок, желтый бок — На грядке вырос колобок. И к земле прирос он крепко. Что же это? (Репка.)

Что за домик это странный, Небольшой и деревянный? Там живут комар, лягушка, Еж, лиса и мышь-норушка. Крепко заперли замок. Что за домик? (Теремок.)

Этот мишка не страшит, Ведь он весь из плюша сшит, Лишь о меде он мечтал, В норке Кролика застрял, Ведь он ест всегда за двух И зовется... (Винни-Пух).

Принцесса когда-то жила, Красавицей редкой была. Случайно взяла веретено, Ее укололо оно. Заснула она на сто лет, Известна на весь белый свет. И сказка о ней всем нравится. Кто она? (Спящая красавица.)

У королевы дочь была, Как снег, лицом она бела. Жила у гномиков в избушке, Ей яблоко дала старушка. Онв уснула крепким сном, Принц разбудил ее потом. Так назови ее, не мешкай, Конечно, это... (Белоснежка.)

Девочка непростая — Холодная, ледяная. Выросла зимой морозной, Подружилась с ночью звездной, Но лишь солнце припечет, Вмиг с ручьями утечет. (Снегурочка.)

Человечек озорной, Ростом очень небольшой, Колпачок блестит на нем, И зовем его мы... (гном.)

Основная часть

Звучит тихая таинственная музы­ка.

Логопед

Сказку вам я расскажу, В сказку в гости приглашу. Слушайте, дети. Жила семья на свете:

Муж, жена, три дочки с ними. Дочки были уж большими. Только две из них лентяйки, Неряхи, задиры, зазнайки. Лишь одна из них была И сердечна и мила. И это ... (кто?) Золушка была. Во дворце сегодня бал, Всех король туда позвал. Мачеха и дочки из вредности Наряды свои на кусочки разрезали. Помогите Золушке, ребята, Из кусочков собрать наряды.

Дети собирают платья из цветного картона, разрезанные на кусочки. Ло­гопед спрашивает, на что похоже это платье своим цветом, если на небо - значит, это платье цвета неба, или тра­вы, или солнца, или моря и т.д.

Но мачеха сказала: Если хочешь танцевать, Работу нужно выполнять. Посиди, семена с крупой перебери.

Поможем Золушке, ребята!

Дети по парам перебирают неболь­шие порции крупы и семян на тарелоч­ках.

Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету!

Золушка в плохой одежде прячете за тыкву из картона и выходит в грязной одежде.

Пока Золушка едет, попробуй определить с закрытыми глаз ми крупу и семена.

Дети на ощупь определяют и говорят, что в какой тарелке лежит.

Мы хотим вслед за Золушкой попасть на бал, нужно повторить стук по волшебной тыкве.

Дети воспроизводят постукивания логопеда различного ритма, последова­тельности и длительности.

динамическая пара

Звучит веселая музыка.

Логопед

Гости пляшут, гости пляшут И вот этак, и вот так! И по парам, и кружком, И вприпрыжку, и шажком! В бальном зале Много света.

На стене висят портреты. Портрет...

Дети. Короля, королевского шута, королевского кота.

Логопед. После того как гости потанцевали, они подошли к столу, где было угощение, но... Жадные мачеха и дочки уже все съели. Не осталось... (логопед по­казывает картинки.) Дети

Ни... мороженого, ни пирожного, Ни котлеты, ни конфеты, Ни мармелада, ни шоколада, Нет ни торта, ни баранки. Маасе хлеба нет ни буханки.

Логопед. Стоят гости голодные. Но Золушка взяла немного •••соли, •••майонеза, •••капусты, •••моркови, •••лука, шпината. Получилось много... салата.

Каждый из детей высыпает свой продукт в общую тарелку и по очереди мешает ложкой. Дети закрывают гла­за, логопед дает понюхать им лук.

Запах чего? (Лука.) Полезен от чего? (От гриппа.)

Затем Золушка взяла: стакан... сахара, половину... арбуза, килограмм... смородины —и сварила много компота. Вот какая Золушка! Увидел принц, какая она рукодельница, и решил взять ее в жены.

Закрепление темы в комплексе с сенсорным воспитанием

Дети закрывают глаза. Логопед дает им понюхать и лизнуть тонень­кий ломтик апельсина, лимона, ба­нана, яблока и т.д. Дети говорят: «Это вкус и запах лимона», и т.п.

Подведение итогов и пригла­шение попробовать фрукты пос­ле занятия.

Первый год обучения (II период)

Занятие 2. Подбор определений к предметам и объектам

Цели:

формирование у детей умения подбирать определения к пред­метам;

обогащение речи детей прила­гательными с уточнением их значения;

согласование прилагательных с существительными;

• развитие логического мышления.

Ход занятия Организационная часть

Логопед (загадывает за­гадку описательного характе­ра). Рыжая, хитрая, пушистая. Кто это? Как вы догадались, что это лиса? Какие слова помогли?

Сегодня мы будем учиться под­бирать такие слова-помощники, которые нам помогут узнать раз­личные предметы.

Основная часть

На доске картинки, к изобра­жениям которых дети с помощью логопеда подбирают определения.

Волк — зубастый, серый, злой, хищный, коварный.

Сорока — длиннохвостая, бе­лобокая, крикливая, болтливая.

Собака — умная, добрая, вер­ная, смелая, быстрая, сильная.

Зима — снежная, холодная, студеная, морозная, вьюжная, метельная, долгая, ранняя.

Золушка — трудолюбивая, скромная, красивая, сердечная, милая, любезная, терпеливая, ру­кодельная.

Самолет — быстрый, стреми­тельный, мощный, реактивный, пассажирский, новый, военный.

Кресло — удобное, плюшевое, мягкое, цветное, низкое, новое, дорогое, детское.

Кофейник — фарфоровый, изящ­ный, расписной, китайский, тон­кий, легкий, хрупкий, высокий, узкогорлый.

Динамическая пара

Логопед читает, как Золушка рас­сказывает о своих делах, а дети вы­полняют соответствующие движения.

Я стираю, подметаю, Я все глажу, вычищаю. Отдыха совсем не знаю. Я вскопаю грядки, Семена посею, Все полью из кадки, Воды не пожалею.

Подбор предметов к определениям

На доске ряд картинок. Логопед дает загадку-описание. На каж­дую загадку дети находят нужную картинку. При затруднении мож­но предлагать по 3—4 картинки.

Теплое, длинное, зимнее, но­вое... (пальто).

Резиновый, круглый, боль­шой... (мяч).

Деревянный, высокий, забро­шенный... (дом).

Сладкая, шоколадная, вкус­ная... (конфета).

Свежая, хрустящая, мягкая... (булка).

Студеная, морозная, снеж­ная... (зима).

Яркое, теплое, летнее... (солнце)'

Стройная, белоствольная, куд­рявая... (береза).

Крепкий, могучий, раскидистый... (дуб).

Дорогая, старенькая, ласко­вая... (бабушка).

Холодный, пушистый, мягкий... (снег).

Густой, непроходимый, дремучий... (лес).

Дидактическая игра с куклой «Буратино»

Логопед. Кто этот сказочный герой? Деревянный, непослушный, доверчивый, весёлый, находчивый, любопытный. Он не ходил в школу и не знает, что бывает зеленым. Подска­жите, ребята. (Огурец, крокодил, и т.д.)

А теперь скажите, что быва­ет:

— широким (река, дорога, лен-0а, улица);

— холодным (чай, снег, молоко, погода, ветер, дождь);

— пушистым (белка, кошка, волосы, кофта, вата, снег, шуба);

— круглым (мяч, апельсин, голова, солнце).

Игра «Угадайка»

Логопед. Стеклянный, про­зрачный, высокий. Это стакан или банка?

Расписная, деревянная, краси­вая. Это матрешка или кувшин?

Колючий, зеленый. Это кактус или крапива?

Липкий, сладкий, твердый. Это леденец или конфета?

Подведение итогов. Занятие 3

Цели: формирование у детей умения подбирать определения к пред­метам, учитывая их вкус, качество, консистенцию, цвет, форму; закрепление умения образовывать существительные с умень­шительно ласкательным суффиксом; обучение правильному согласованию существительных с прилагательными; развитие слухового внимания и памяти; обогащение словаря.
Оборудование. Дидактическая кукла «Мишка-сластена» : предметные картинки, натуральные сладости.

Ход занятия

Организационная часть

Логопед. Сегодня мы с вам отправимся в кладовую за сладкими запасами. Нашим экскурсоводом будет этот Мишка-сластена (показывает игрушку).

Проводится словарная работа по уточнению значений слов: сластена, сладкоежка, экскурсовод

Основная часть

Логопед. Посмотрите, как в нашей кладовой запасы (показывает баночки): пюре, джем; варенье, пастила, сок, компот, повидло, желе, мармелад, карамель

Логопед читает небольшие стихотворные тексты, показывая каждому картинку. После каждого задает детям вопросы. Пастила какая? Сок какой? и т.п.

В коробке пастила яблочная она.

Нежная, прозрачная, желтая, Яблоками пахнет долго.

Клюквенный сок ароматный Наливаем в стеклянный стакан. Вкусный, полезный, приятный, Будет он полезен вам.

Грушевое варенье. Сварим на день рожденья. Густое и очень душистое, Чудесное и золотистое.

Черничный сок витаминный — Красивый, неповторимый, Темно-фиолетовый, Сладкий, как конфета.

Мармелад лимонный, с кислинкой. Прекрасный, свежий, как росинка.

Темно-красное варенье Вишенки нам подарили. Быстро мы его сварили, В баночки легко разлили.

Ванильная, ореховая халва — От всех тебе похвала.

Динамическая пауза

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот его кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

— Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Логопед. А теперь давайте пробовать запасы и рассказывать какие они. Детям раздаются маленькие кусочки сладостей, они пробуют и рассказывают, Карамель, как скажем ласково?

Дети. Карамелька.

Логопед. Какая она?

Дети. Прозрачная, гладкая, золотистая, матовая, скользкая, твердая, вкусная, сладкая.

Логопед. Вафля?

Дети. Вафелька хрустящая, хрупкая, шоколадная, белая, фруктовая, ломкая.

Логопед. Мармелад?

Дети. Мармеладик сахарный, мягкий, сладкий, прозрачный, желтый, фруктовый.

Логопед. Зефир?

Дети. Зефирчик мягкий, не­жный, воздушный, тающий, белый, фруктовый, шоколадный, вкусный.

Подведение итогов занятия.