Тема: Дополнительное образование как средство формирования всесторонне-развитой личности.
Сегодня, чтобы быть успешными в жизни, особое значение для развития ребенка имеют возможности, предоставляемые ему в детстве, в школьные годы. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации и, что особенно важно, имеющее достаточно развернутую историю в нашей стране (внешкольное) дополнительное образование детей. Естественно, что сама история становления и развития этого образования дает очень много материала для его совершенствования.
Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Основой образовательного процесса в дополнительном образовании является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты.
Программы реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Цель программ это - создании условий для обеспечения общедоступности дополнительного образования, развитии творческих и физических способностей детей. Среди основных задач, направленных на обеспечение качества, доступности и эффективности образования: развитие системы воспитания детей, повышение доступности системы дополнительного образования.
Решение этих задач позволит использовать потенциал системы в целях обеспечения качества, доступности и эффективности образования. Конечным результатом реализации программ должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (например, клуб, секция, кружок, лаборатория, студия, оркестр, творческий коллектив, ансамбль, театр)
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, к ним относятся такие направления (направленности) как:
художественное; техническое; естественнонаучное; | |
Дополнительное образование отводит особое место педагогической поддержке, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личностном и творческом росте в обучении, общении, а так же предполагает включение личности ребенка в многофункциональную, креативную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, где создается «ситуация успеха», помогающая школьнику вступать в равноправный диалог с учителем. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт нашей школы показывает, что учителям дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия учащегося как «троечника» или «трудного».
Эмоциональная насыщенность — вот важная особенность дополнительного образования, противостоящая традиционному учебному процессу. Развитие чувств необходимо детям как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на волнующие их вопросы.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Система дополнительного образования выступает гарантом выявления, поддержки и развития одарённых учащихся и является одним из составляющих будущего развития российского государства, кадровым потенциалом интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества, а так же выявление безнадзорности и профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В нашей школе накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования обучающихся, ведется активная работа с талантливыми детьми. Учащимися охвачено практически все формы творческого развития. Они получают своё развитие в патриотических, спортивных, туристических, декоративных, художественно-эстетических, хореографических, музыкальных объединениях школьников.
Я являюсь руководителем кружка «Волшебный мир искусства».
Программа данного объединения направлена на развитие творческой активности обучающихся, посредством формирования интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
В современных условиях технический прогресс радикально изменил наш стиль жизни. В поисках путей экономии времени и энергии, в желании все делать быстрее, эффективнее, комфортнее мы потеряли кое-что ценное – общение с искусством, а на занятиях в объединение, в процессе знакомства и освоения различных видов искусства дети приобщаются к культуре, приобретают теоретические знания по истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с выдающимися мастерами и художниками, их произведениями. Обучающиеся учатся видеть и ценить окружающую их красоту в быту и природе, что формирует у них мотивацию к воплощению своих впечатлений в выполняемых заданиях. Одновременно они приобретают теоретические знания, практические навыки и умения в освоении различных видов творчества (рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и др.), развивают свой потенциал, образное мышление и художественное воображение.
На занятиях обучающиеся знакомятся также, с различными изобразительными материалами и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.
Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, витраж, различные печатные техники.
Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призерами в конкурсах различного уровня:
1 место – Всероссийский творческий интернет-конкурс «Календарь природы. Этап « Март», Вашурина Кристина, 2015г.
1 место – в Республиканском конкурсе детского и юношеского творчества «Моя необъятная РОДИНА» посвященного внутреннему туризму, Есипова Дарья, 9 декабря 2015 г.
1 место – в XII республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности, Данилова Виктория, 2015 г.
2 место – в республиканском конкурсе детского творчества «Защитим лес!» - Баулина Инна, 2014г.
2 место – в республиканском конкурсе детского рисунка «Служба ПДН и ЦВСНП» глазами детей», Данилова Виктория, 2015 г.
3 место – в республиканском конкурсе рисунка «Спорт в моей жизни!», посвященного зимней олимпиаде «Сочи – 2014» - Вашурина Кристина, 2014г.
Также являются постоянными участниками выставок декоративно-прикладного творчества, организованных в рамках ежегодных мероприятий: республиканский праздник «Сабантуй», республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!».
И завершить свое выступление я хотела бы словами известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву».
Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть моя дальнейшая перспектива, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для их реализации. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством дополнительного образования, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким советом.