СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Дополнительное образование как средство формирования всесторонне-развитой личности".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Дополнительное образование как средство формирования всесторонне-развитой личности".»


Тема: Дополнительное образование как средство формирования всесторонне-развитой личности.

Сегодня, чтобы быть успешными в жизни, особое значение для развития ребенка имеют возможности, предоставляемые ему в детстве, в школьные годы. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации и, что особенно важно, имеющее достаточно развернутую историю в нашей стране (внешкольное) дополнительное образование детей. Естественно, что сама история становления и развития этого образования дает очень много материала для его совершенствования.


Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Основой образовательного процесса в дополнительном образовании является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты.

Программы реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Цель программ это - создании условий для обеспе­чения общедоступности дополни­тельного образования, развитии творческих и физических способ­ностей детей. Среди основных за­дач, направленных на обеспечение качества, доступности и эффек­тивности образования: развитие системы воспитания детей, по­вышение доступности системы до­полнительного образования.

Решение этих задач позволит ис­пользовать потенциал системы в целях обеспечения качества, до­ступности и эффективности обра­зования. Конечным результатом ре­ализации программ должна стать вариативная система дополнитель­ного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого учени­ка школы.

Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (например, клуб, секция, кружок, лаборатория, студия, оркестр, творческий коллектив, ансамбль, театр)

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования  способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, к ним относятся такие направления (направленности) как:

  • художественное;

  • техническое;

  • естественнонаучное;

  • туристско-краеведческое;

  • социально-педагогическое;

  • физкультурно-спортивное.


Дополнительное образование отводит особое место педагогической поддержке, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личностном и творческом росте в обучении, общении, а так же предполагает включение личности ребенка в многофункциональную, креативную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, где создается «ситуация успеха», помогающая школьнику вступать в равноправный диалог с учителем. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт нашей школы показывает, что учителям дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия учащегося как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность — вот важная особенность дополнительного образования, противостоящая традиционному учебному процессу. Развитие чувств необходимо детям как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на волнующие их вопросы.

Гибкость дополнительного об­разования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формиро­вания лидерских качеств, развития социального творчества, форми­рования социальных компетенций.

Система дополнительного образо­вания выступает гарантом выявления, поддержки и развития одарённых учащихся и является одним из составляющих будущего развития рос­сийского государства, кадровым потенциалом интеллектуаль­ного, научно-технического, творче­ского и культурного развития обще­ства, а так же выявление безнадзорности и профилактики асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В нашей школе накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внеш­кольного) образования обучающих­ся, ведется активная работа с талантливыми детьми. Учащимися охвачено практически все формы творческо­го развития. Они получают своё развитие в патриотических, спортивных, туристических, декоративных, художественно-эстетических, хореографических, музыкальных объединениях школь­ников.

Я являюсь руководителем кружка «Волшебный мир искусства».

Программа данного объединения направлена на развитие творческой активности обучающихся, посредством формирования интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.


В современных условиях технический прогресс радикально изменил наш стиль жизни. В поисках путей экономии времени и энергии, в желании все делать быстрее, эффективнее, комфортнее мы потеряли кое-что ценное – общение с искусством, а на занятиях в объединение, в процессе знакомства и освоения различных видов искусства  дети приобщаются к культуре, приобретают теоретические знания по истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с выдающимися мастерами и художниками, их произведениями. Обучающиеся учатся видеть и ценить окружающую их красоту в быту и природе, что формирует у них мотивацию к воплощению своих впечатлений в выполняемых заданиях. Одновременно они приобретают теоретические знания, практические навыки и умения в освоении различных видов творчества (рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и др.), развивают свой потенциал, образное мышление и художественное воображение.



На занятиях обучающиеся знакомятся также, с различными изобразительными материалами и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.

Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, витраж, различные печатные техники.

Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призерами в конкурсах различного уровня:

1 место – Всероссийский творческий интернет-конкурс «Календарь природы. Этап « Март», Вашурина Кристина, 2015г.

1 место – в Республиканском конкурсе детского и юношеского творчества «Моя необъятная РОДИНА» посвященного внутреннему туризму, Есипова Дарья, 9 декабря 2015 г.

1 место – в XII республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности, Данилова Виктория, 2015 г.

2 место – в республиканском конкурсе детского творчества «Защитим лес!» - Баулина Инна, 2014г.

2 место – в республиканском конкурсе детского рисунка «Служба ПДН и ЦВСНП» глазами детей», Данилова Виктория, 2015 г.

3 место – в республиканском конкурсе рисунка «Спорт в моей жизни!», посвященного зимней олимпиаде «Сочи – 2014» - Вашурина Кристина, 2014г.

Также являются постоянными участниками выставок декоративно-прикладного творчества, организованных в рамках ежегодных мероприятий: республиканский праздник «Сабантуй», республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!».

И завершить свое выступление я хотела бы словами известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву».

Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть моя дальнейшая перспектива, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для их реализации. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством дополнительного образования, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким советом.