Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Девиантное поведение детей и подростков"»
Выступление на педагогическом совете: «Девиантное поведение детей и подростков»
Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация ) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие:
- патология социальных потребностей;
- алкоголизм и наркомания в семье;
- конфликтные ситуации (межличностный конфликт);
- неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления;
- разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации;
- обнищание населения;
- пробелы в воспитании и т.д.
Виды девиантного поведения:
- Асоциальное: игнорирование общечеловеческих ценностей, полное социальное равнодушие, плохое понимание реальности, плохой самоконтроль, субъективность мнения. В явной форме асоциальный способ действий совпадает с лёгкими видами антисоциальных поступков, часто его называют делинквентным; Антисоциальное (преступное). Противоречит социальной идеологии, политике, а также общечеловеческим истинам;
- Делинквентное: отклоняющееся поведение, в крайних случаях являющееся уголовно наказуемым действием;
- Саморазрушительное (автодеструктивное): направлено на физическое либо психическое саморазрушение, в т.ч. суицид;
- Аддиктивное: уход от реальности путём изменения психического состояния через приём различных психоактивных веществ;
- Психопатологическое: проявление определённых психических расстройств, болезней;
- Патохарактерологическое: патологические изменения в характере, которые сформировались в процессе неправильного воспитания;
- Отклоняющиеся виды поведения, возникающие из-за гиперспособностей: игнорирование истинной реальности.
Признаки девиантного поведения:
1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции);
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно;
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы;
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации;
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Причины девиантного поведения у детей и подростков:
- социально-педагогическая запущенность, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубокий психологический дискомфорт, вызваннымйнеблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонения в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуацияции характера и другие причины физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствие условий для самовыражения, незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!