Ильмукова А.А.
Использование народных сказок в гендерном воспитании детей
«Сказки – это первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»
К.Д.Ушинский
В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, значимым во все времена и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация. Исходя из этого, женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста.
Неиссякаемым источником идей, необходимым для решения задачи гендерного воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народного творчества, а именно в сказках. Процесс гендерного воспитания на основе русской традиционной культуры должен начинаться как можно раньше, с первой ступени системы дошкольного образования – с дошкольного детства, так как в этом возрасте происходит накопление гендерного опыта и имеются возможности для использования потенциала народной культуры.
Культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяет детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, познавать тайные смыслы человеческой жизни, выступает основным средством развития индивидуальности ребенка. Она дает ему возможность осваивать свое окружение, развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (девочек). Лучшие педагоги и учителя при воспитании детей всегда обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной предшествующими поколениями. Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т.д.
Велика роль сказки в воспитании дошкольников с учетом гендерного подхода. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает особенностями взаимоотношений полов. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Русские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. По мнению К.Д.Ушинского, для достижения успехов в воспитании необходимо опираться на систему, созданную народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств.
В народных сказках, по своим мировым особенностям ставших первыми учебниками жизни в семье, в значительной степени аккумулировалась педагогическая культура народа. В сказках в художественной форме отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы нравственного поведения. Сказки, как и другие виды устного народного творчества, дают возможность разъяснять детям нравственные понятия, которые являются этическими нормами общества: добро, долг, совесть, честь и т.д. Трудно переоценить воспитательное значение народных сказок, в которых, как правило, прославляется труд, осуждается лень, воспеваются благородные нравственные качества личности, побеждает всегда разум и справедливость.
Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей. Ярко выраженный дидактический характер сказок состоит в том, что все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание и смирения и благородства. Так, русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей собирательный, обобщённый положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.
Воспитательная функция является одним из жанровых признаков сказки, дидактизм которой пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей.
Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак и др. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность на помощь, бескорыстие. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Таким образом, сказка как средство воспитания, блестяще выполняет функции «назидания, развлечения, устрашения», что отвечает сущностным потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до детского сознания, прекрасно осваивается ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивает его поведение. Сказка учит детей быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев. Русские народные сказки всегда хорошо заканчиваются. Это еще одна замечательная особенность, которая важна для ребенка дошкольного возраста.
Сказка играет огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его представлений о семейных отношениях, о типично женских и мужских эталонах поведения в культуре.
По мнению И.Э.Куликовской, слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический банк жизненных ситуаций.
Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:
терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;
силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;
любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и Родины;
проявление ума и смекалки, как мальчиками (мужчинами), так и девочками (женщинами) обеспечивает выход из сложных из жизненных ситуаций.
Таким образом, в сказках ребенку открывается «идеальный тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно-историческую природу. Через сказку передается важнейшая информация ребенку о добре и зле, выстраиваются понятия о времени и пространстве.
Гуманизация процесса обучения детей предвидит поиск оригинальных методик работы педагога. Одним из путей решения этого вопроса является использование народных сказок как средства формирования опыта общения с целью развития потребности ребенка в проявлении мужественности и женственности, мужских и женских способов поведения. Доступные и близкие по содержанию, краткие и законченные по форме, народные сказки могут стать важным средством воспитания. Любой родитель, воспитатель, наставник и все те, кто так или иначе причастен к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях могут и должны использовать бесценную народную мудрость.