СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Районном методическом объединении на тему" Создание личностно-ориентированной образовательной системы,направленной на формирование социально и творчески активной личности".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО»

Выступление на РМО

учителей иностранного языка


Создание личностно- ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности.


В настоящее время очень актуальна идея личностно-ориентированного образования. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.
Школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу. Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, разработаны доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно - ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

ЛОО это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированное обучение это:

    • признание учителем приоритета личности перед коллективом;

    • создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

    • признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

    • отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все  дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс. Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным. Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:

-признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика;

-определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели
посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим). Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности,
становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников
образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-
третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Основным принципом создания личностно-ориентированной образовательной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития .

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

  1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

  2. Использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

  3. Оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

  4. Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  5. Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

  1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

  2. Использование проблемных творческих задач;

  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

  5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

  6. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  7. Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста [4].

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе педагогический коллектив активно использует основные технологии в системе ЛОО:

  • Технология разноуровневого обучение

  • Игровые технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Технология проектной деятельности

  • Личностно-ориентированная направленность всего педагогического процесса обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого выпускника. Таким образом, для подготовки школьников к самостоятельной жизни нужно по мере возможностей создавать в школе все условия для активного участия учащихся в разнообразных видах деятельности, переводить ребят в позицию субъектов познания, труда и общения, поскольку деятельность является связующим звеном между личностью и объективным миром, и посредством нее человек, изменяя мир, изменяется сам.

Педагогический коллектив работает, следуя принципам гуманистической психологии: полное принятие каждого ребенка, бережное отношение и уважение его личности.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования. Оно предполагает активное включение ребенка в процесс познания и направлено на его развитие на всех этапах обучения с целью продвижения учащихся на более высокую образовательную ступень. Главное в личностно-ориентированном обучении – создание ситуации успеха. Кроме того, необходимо помнить:

  • мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности;

  • ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям, он любит как индивидуальную работу, так и работу в коллективе, где царит дух сотрудничества;

  • никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит, чтобы ему приказывали;

  • необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным;

  • в основе воспитания лежит достоинство личности, взаимное уважение учителя и ученика.

И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.