Выступление на родительском собрании перед родителями первоклассников.
Цели:
-развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
- повышение социально- педагогической компетентности и культуры родителей;
- познакомить родителей с психологическими особенностями младшего школьника;
- сплотить коллектив родителей для дальнейшей совместной работы.
Порядок проведения | Содержание | Необходимая документация | Примечание |
1. Представление учителя | Полное портфолио: представление себя как учителя: стаж, награждение, категория, количество медалистов. | Документы учителя, подтверждающие его заслуги (аттестационный лист, награды и т.д.), находятся на столе. | Уважение к классному руководителю начинается, в первую очередь, с уважения к нему как к учителю. После собрания родители могут ознакомиться с документами. |
2. Заполнение родителями анкет | Анкеты для оформления журнала, для дальнейшей работы классного руководителя с психологом школы | Журнал класса и портфолио каждого ученика (продолжение оформления и заполнения) | Родителям важно понять, что учитель намерен контролировать деятельность ребенка. |
3. Ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя | Чтение локальных актов школы и класса и получение подписей родителей об ознакомлении с документами. | Локальные акты школы и класса дополняются подписями родителей | Родители четко определяют для себя правила школы; знакомство с требованиями классного руководителя позволяет им понять, что учителю не безразличны учащиеся |
4. Обсуждение плана совместной работы | План работы на год или на четверть. Начало общего дела: съемка фильма о классной жизни, который будет показан полностью в 4- м классе и 11 –м классе; постоянное совместное(учитель, родители, дети) оформление стенда после каждого мероприятия и т. д. | Журнал родителей и классного руководителя, в котором отражен план работы класса с распределением обязанностей родителей(с подписью, телефоном) | Распределение обязанностей(возможно, дежурство родителей по стендовой работе) |
5. Обсуждение внеклассных мероприятий, проводимых родителями. | Предложение классного руководителя и родителей с учетом времени года, фантазии и возможностей. | Журнал родителей и классного руководителя, в который вносятся отметки о проведении мероприятий. | Классный руководитель отслеживает организацию того или иного мероприятия и напоминает «дежурным» о предстоящем; впоследствии все мероприятия обсуждаются на родительских собраниях. |
Уважаемые родители! Настал долгожданный момент, и ваши дети из дошкольников превратились в учеников. Поступление ребенка в школу- это, прежде всего, стресс для неокрепшего организма ребенка. Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден и для детей, и для их родителей. Наблюдения психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым условиям для них. Очень много нового видит ребенок в школе. Особенностью сегодняшних детей, пришедших в первый класс, является быстрая утомляемость. Учебная деятельность первоклассника требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Не менее важны и навыки речевого общения. Вам, как родителям первоклассников, необходимо ответственно отнестись к новому положению ребенка и помочь ему адаптироваться и осознать свое новое положение.
- Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик-учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Деловая игра «Готовность к школе»
Цели деловой игры
• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Материалы и оборудование
Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Ход деловой игры
Задание № 1
Учитель. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».
Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.
На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.
Задание № 2
Учитель. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Хочет ли ваш ребенок идти в школу? | |
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? | |
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор? | |
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? | |
Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений? | |
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? | |
Умеет ли он изменять существительные по числам? | |
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами? | |
Умеет ли он считать до 10 и обратно? | |
Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? | |
Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»? | |
Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? | |
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? | |
Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? | |
Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? | |
Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук? | |
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? | |
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? | |
Задание № 3
После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания - до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.
1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то, что другие».
2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
В заключение учитель подводит итоги деловой игры и организует среди родителей обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.
Релаксация
Учитель. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза. Постарайтесь сделать то, что я скажу.
Вы вновь мамы и папы. Очень приятно себя ощутить взрослым человеком. Представьте себе чудесный солнечный день. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вам приятно, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, журчание воды. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как этот прекрасный день. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды …
Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день. Досчитайте до 10 и откройте глаза.
Если кто-то хочет, может поделиться своими ощущениями.
Наше собрание подходит к концу. Поделитесь своими чувствами и впечатлениями.
Чем родители могут помочь своему ребенку?
1. Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения, прогулки на воздухе (в парке, на площадке, во дворе). Рекомендую ограничить просмотр телепередач до 30 минут в день.
2. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите « доброе утро» и собирайтесь в школу без суеты. Отправляя ребенка в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости и испорченного настроения, не дают.
3. Встречая ребенка из школы после уроков, порадуйтесь с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, несколько часов. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите, и ни в коем случае не ругайте - ведь пока не за что.
4. А если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу. Замечания ребенку делайте корректно, не касайтесь личности ребенка. Он не неряха, просто у него в тетради небольшой временный беспорядок.
5. Уважаемые родители, избегайте позиции прокурора, которую вы так часто любите занимать: « Будешь переписывать 5 раз, пока не получится хорошо!» Это недопустимо.
6. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе, озлобленности и нежеланию учиться.
7. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать его, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них ( особенно в присутствии ребенка). Лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.
8. И помните, маленький ученик должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня. Поддерживайте интерес к учебе, перенося новые знания ребенка в повседневную жизнь: используйте навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения - чтобы прочитать вывеску или название новой книжки.
Для обсуждения родителям предлагаются правила обращения с ребенком из книги Ю. Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?».
Правила обращения с ребенком:
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.
3. Не требовать от ребенка невозможного или трудно невыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.
5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий ( или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.
7. Не вмешивайтесь в дела, которыми занят ребенок, если он не попросит помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите ее.
8. Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
9. Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соизмеряете собственные ожидания с возможностями ребенка.
10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.
11. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении.
Уважаемые родители! Помните, что своим правильным поведением при общении с ребенком Вы поможете ему легче и быстрее адаптироваться в новых условиях.