СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на родительском собрании перед родителями первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

- повышение социально- педагогической  компетентности и культуры родителей;

-  познакомить родителей с психологическими особенностями младшего школьника;

- сплотить коллектив родителей для дальнейшей совместной работы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании перед родителями первоклассников.»

Выступление на родительском собрании перед родителями первоклассников.

Цели:

-развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

- повышение социально- педагогической компетентности и культуры родителей;

- познакомить родителей с психологическими особенностями младшего школьника;

- сплотить коллектив родителей для дальнейшей совместной работы.

Порядок проведения

Содержание

Необходимая документация

Примечание

1. Представление учителя

Полное портфолио: представление себя как учителя: стаж, награждение, категория, количество медалистов.

Документы учителя, подтверждающие его заслуги (аттестационный лист, награды и т.д.), находятся на столе.

Уважение к классному руководителю начинается, в первую очередь, с уважения к нему как к учителю. После собрания родители могут ознакомиться с документами.

2. Заполнение родителями анкет

Анкеты для оформления журнала, для дальнейшей работы классного руководителя с психологом школы

Журнал класса и портфолио каждого ученика (продолжение оформления и заполнения)

Родителям важно понять, что учитель намерен контролировать деятельность ребенка.

3. Ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя

Чтение локальных актов школы и класса и получение подписей родителей об ознакомлении с документами.

Локальные акты школы и класса дополняются подписями родителей

Родители четко определяют для себя правила школы; знакомство с требованиями классного руководителя позволяет им понять, что учителю не безразличны учащиеся

4. Обсуждение плана совместной работы

План работы на год или на четверть. Начало общего дела: съемка фильма о классной жизни, который будет показан полностью в 4- м классе и 11 –м классе; постоянное совместное(учитель, родители, дети) оформление стенда после каждого мероприятия и т. д.

Журнал родителей и классного руководителя, в котором отражен план работы класса с распределением обязанностей родителей(с подписью, телефоном)

Распределение обязанностей(возможно, дежурство родителей по стендовой работе)

5. Обсуждение внеклассных мероприятий, проводимых родителями.

Предложение классного руководителя и родителей с учетом времени года, фантазии и возможностей.

Журнал родителей и классного руководителя, в который вносятся отметки о проведении мероприятий.

Классный руководитель отслеживает организацию того или иного мероприятия и напоминает «дежурным» о предстоящем; впоследствии все мероприятия обсуждаются на родительских собраниях.




  • Уважаемые родители! Настал долгожданный момент, и ваши дети из дошкольников превратились в учеников. Поступление ребенка в школу- это, прежде всего, стресс для неокрепшего организма ребенка. Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден и для детей, и для их родителей. Наблюдения психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым условиям для них. Очень много нового видит ребенок в школе. Особенностью сегодняшних детей, пришедших в первый класс, является быстрая утомляемость. Учебная деятельность первоклассника требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Не менее важны и навыки речевого общения. Вам, как родителям первоклассников, необходимо ответственно отнестись к новому положению ребенка и помочь ему адаптироваться и осознать свое новое положение.

- Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик-учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «психологическая готовность к школе»? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:


Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

• интеллектуальную готовность;

• мотивационную готовность;

• волевую готовность;

• коммуникативную готовность.

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7-и годам ребенок должен знать:

• свой адрес и название города, в котором он живет;

• название страны и ее столицы;

• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

• времена года, их последовательность и основные признаки;

• названия месяцев, дней недели;

• основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.


Деловая игра «Готовность к школе»

Цели деловой игры

• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование

Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.


Ход деловой игры

Задание № 1

Учитель. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.


Задание № 2

Учитель. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.


Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?


Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?


Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?


Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?


Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?


Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?


Умеет ли он изменять существительные по числам?


Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?


Умеет ли он считать до 10 и обратно?


Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?


Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»?


Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?


Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?


Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?


Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?


Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?


Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?


Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?



Задание № 3

После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания - до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.

1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то, что другие».

2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.

3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».


В заключение учитель подводит итоги деловой игры и организует среди родителей обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.


Релаксация

Учитель. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза. Постарайтесь сделать то, что я скажу.

Вы вновь мамы и папы. Очень приятно себя ощутить взрослым человеком. Представьте себе чудесный солнечный день. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вам приятно, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, журчание воды. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как этот прекрасный день. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды …

Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день. Досчитайте до 10 и откройте глаза.

Если кто-то хочет, может поделиться своими ощущениями.

Наше собрание подходит к концу. Поделитесь своими чувствами и впечатлениями.


Чем родители могут помочь своему ребенку?

1. Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения, прогулки на воздухе (в парке, на площадке, во дворе). Рекомендую ограничить просмотр телепередач до 30 минут в день.

2. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите « доброе утро» и собирайтесь в школу без суеты. Отправляя ребенка в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости и испорченного настроения, не дают.

3. Встречая ребенка из школы после уроков, порадуйтесь с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, несколько часов. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите, и ни в коем случае не ругайте - ведь пока не за что.

4. А если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу. Замечания ребенку делайте корректно, не касайтесь личности ребенка. Он не неряха, просто у него в тетради небольшой временный беспорядок.

5. Уважаемые родители, избегайте позиции прокурора, которую вы так часто любите занимать: « Будешь переписывать 5 раз, пока не получится хорошо!» Это недопустимо.

6. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе, озлобленности и нежеланию учиться.

7. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать его, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них ( особенно в присутствии ребенка). Лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

8. И помните, маленький ученик должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня. Поддерживайте интерес к учебе, перенося новые знания ребенка в повседневную жизнь: используйте навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения - чтобы прочитать вывеску или название новой книжки.

Для обсуждения родителям предлагаются правила обращения с ребенком из книги Ю. Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?».

Правила обращения с ребенком:

1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.

3. Не требовать от ребенка невозможного или трудно невыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.

5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий ( или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

7. Не вмешивайтесь в дела, которыми занят ребенок, если он не попросит помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите ее.

8. Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9. Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соизмеряете собственные ожидания с возможностями ребенка.

10. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

11. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении.

Уважаемые родители! Помните, что своим правильным поведением при общении с ребенком Вы поможете ему легче и быстрее адаптироваться в новых условиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!