Рыбальченко Светлана Евгеньвна,
учитель-методист высшей категории начальных классов,
Козырь Марина Владимировна,
учитель высшей категории начальных классов
Ясеновской гимназии №2 г. Ровенек Луганской обл.
Формирование культуры здоровья детей школьного младшего возраста через использование инновационных технологий
Цель: ознакомить аудиторию с инновационными технологиями по формированию культуры здоровья детей младшего школьного возраста, способствовать практическому овладению приемами и методиками оздоровлення с использованием авторской технологии «Паросток», содействовать укреплению здоровья, воспитывать стремление использовать оздоровительные технологии на протяжении пребывания ребенка в школе.
Оборудование: музыкальное сопровождение, слайды
І. Выступление по слайдам ( 5мин.)
- Доброго здоровья, доброго всем дня!
Пусть Вам солнце светит, вертится земля.
Улыбнется небо ,удивив весь свет,
Будет пусть здоровье крепким на 100 лет!
Желаем здоровья всем присутствующим в зале!
Коментарий по слайдам.
1 слайд. Мы работаем в творческой паре над проблемой сохранения здоровья детей младшего школьного возраста более 15 лет.
2 слайд Почему именно к этой проблеме мы обратились? Потому что далеко не секрет, и вы,думаю,с нами согласитесь,что абсолютно здоровых детей сегодня почти не существует. Началась наша педагогическая деятельность, как и у всех: с обследования школьников наших классов при поступлении в 1 класс.
Картина нас поразила: только 47% оказались условно здоровыми(не имели выраженной патологии), а за год обучения в начальной школе количество хронических заболеваний возросло почти вдвое, причем в каждом классе. Возник острый вопрос: как это остановить, предотвратить и изменить ситуацию к лучшему? Каждый учитель нашего заведения, и мы в том числе наблюдали, что большинство детей плохо усваивают информацию, нервные, возбужденные, у них ухудшается память, мышление, а выразить свою мысль- задание повышенной сложности. Анализируя эти факты мы пришли к выводу, что мало внимания уделяем формированию здоровой, творческой, духовной и морально развитой личности. А проблема сохранения здоровья детей - не только проблема наших классов, но и актуальная,глобальная и серьезная проблема XXI столетия. Ведь сначала столетия частота нервно- психических расстройств среди школьников во всем мире возросла вшестеро, неврозов – в 65раз,а такого генетически обусловленного отклонения как олигофрения – в 30 раз. Поражают темпы роста среди подростков и молодежи наркомании и СПИДа.
3 слайд.И если внимательно рассмотреть все методологиечские основы, труды В.А. Сухомлинского,Ш Амонашвиоли, Я. А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо,Н.К.Смирнова и других, можно прийти к выводу,что много детей в каждом классе,особенно в наше время , имеют определенные проблемы: это и дисграфия,и дислалия, и заикание, и дети с нарушением зрения или слуха, и дети с неадекватным поведеним,агрессивные,ЗПР, и инвалиды в частности. И так захотелось вдруг стать феями, взмахнуть такой волшебной палочкой,чтобы таких проблем не было.Но это бывает только в сказке. Понадобились годы, большое желание разрешить эту проблему и огромная любовь к детям,которая и сегодня помагает нам творить хоть маленькие, но чудеса.
4 слайд. Вооружившись знаниями из педагогики, философии, медицины, психологии, методики преподавания начального обучения, а также изучив дополнительную литературу по внедрению здоровьясберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, мы решили уделить внимание формированию культуры здоровья детей. За основу в работе взяли золотое правило: детей нужно учить быть здоровыми и душой, и телом, раскрывать им ценность здоровья как самого большого человеческого достояния.
5 слайд. Итогом нашей совместной работы стало создание авторской здоровьясохраняющей технологии «Паросток».Ее цель – сохранение здоровья детей младшего школьного возраста, формирование культуры здоровья.
6 слайд. Начинаем мы эту работу с первого дня пребывания ребенка в школе и до его выпуска.В нашей команде – все цчителя начальной школы, медсестра, практический психолог и администрация. Первичная диагностика валеологических знаний педработников и всех работников школы,связанных своей деятельностью с детьми,дает нам возможность организовать работу координационного совета и валеологического всеобуча.Это позволяет проводить постоянную диагностику состояния здоровья детей, организовывать работу школы сознательного отцовства и формирует осознанную культуру здоровья всех участников УВП. Через уроки,походы, экскурсии, праздники, развлечения, круглые столы, дифференцированные программы закаливания и др. формируется здоровый образ жизни кажой семьи наших воспитанников, что немаловажно для формирования личности каждого ребенка.
7 слайд.К решению проблемы сохранения здоровья детей и формированию культуры здоровья подходим комплексно: работаем над формированием духовного, физического, психологического и социального здоровья. А для этого на протяжении всего дня и всего обучения учащихся в начальной школе используем целитиельные мудры,сказкотерапию, фитотерапию, музыкотерапию, релаксации, тренинги,массажи,самомоссажи,имунную гимнастику, коррекционную гимнастику и многие другие инновационные технологии.
8 слайд. Огромную роль в работе имеет проектная деятельность. Это такие проекты -«Супер папа- супер сын», «Праздничное папури», «Игры патриотов», «Казацикие забавы», « Мама,папа,я – спортивная семья», « Самое ценное сокровище – здоровье», « В кругу семьи»и другие.
9 слайд. Работая на разных возрастных категориях начальной школы,мы используем в своих совместных проектах предачу опыта от старших деток младшим, сотрудничество между двумя класами,дружбу и взаимовыручку, единый позитивный настрой.
10 слайд.Эффективность нашей работы во многом зависит и от сотрудничества с родителями. Еще великий педагог А. Макаренко утверждал: «Родители- это великая сила». Именно в семье закладываются первоосновы долголетия,здорового образа жизни,позитивного оношения к миру.Не зря в народе говорят: « Яблоко от яблони недалеко котится». И наша задача, как учителей начальной школы – продолжить эти начинанияи и сформировать культуру здоровья в каждом без исключения ребенке.
11слайд. И как результат - снижение роста хронических заболеваний, уменьшение количества пропусков занятий, стремление вести активный здоровый способ жизни, сплочение детских коллективов разных возратных групп начальной школы, единство семьи и школы , а также огромное желание жить,учиться и творить.
12-13 слайды. Ознакомиться поближе с опытом нашей работы вы можете в наших публикациях.Так,например в публикации «Формирование культуры здоровья через инновационные техногии»(Издательская группа «Основа»2010г знакомит учителей начальной школы,методистов и родителей детей начальной школы с теоретическим обоснованием и необходимостью сохранения здоровья детей, дает практические упражнения, разработки уроков и меробприятий по формированию культуры здоровья всей семи. Здоровьсбережению посвящены и наши публикации «Формирование здоровьсохраняющей компетенции учащися»( Расскажите внуку ,№11-12,2009г),и здоровья- наиценнейший клад(Началное обучение и воспитание№25,2007г),мастер-класс для учителей начальних клас сов и воспитателей ГПД(Начальное обучение и воспитание,2013г)Есть работы,которые му опубликовали в «Диреткоре школы»,посвященные внедрению в деятельность ученого заведения инновационной системе воспитательной работы»Сем маленьких див»,одним из направлений которой является Диводром-диво самого себя и здорового способа жизни. Есть и воспитательные мероприятия,совместные проекты с учениками и родителями «Весення сказка», «Выпускной праздник»,» Зиму провожаем,весну встречаем». Опубликованы и развлекательные мероприятия для учителей,которые способствуют сплотить учительський колектив,поднять настроение и сохранить позитивный настрой в работе,что немаловажно.Нашло отражение в наших публикациях работа,направлення на создание модели выпускника,работе по детскому самоуправлению,козацкой педагогике.Потому что без видения конечного результата, а именно- подготовка выпускника здоровой и творческой личности, готового к самореализации во взрослой жизни,наша деятельность невозможна.
14слайд. Вопросы по формированию культуры младшего школьника мы рассматриваем на круглых столах,выносим на обсужение МО города и области, Так мы стали активними учасниками городских семинаров « Инновационные технлогии в УВП Ясеновской гимназии №2», «Здоровьясберегающие технлогии в работе ГПД», « Уроки футбола в бреднем звене», областного семинара «Проетные технлогии в начальной школе» и других.
15 слайд. Принимаем участие в городских,областных и республиканских конкурсах,посвященных решению этих проблем.Так, мы стали победителями гороского этапа Всеукраинского кокнурса «Учитель года», заняли III место в областном єтапе Всеукраинского конкурса «Школа здоровья», II место в областном этапе Всеукраинского конкурса на лучшее состояние физического воспитания,награждены дипломами организаторов Всеукраинского конкурса» Начальная школа XXI столетия».Но наибольшее удовольствие приносят победы наших воспитанников в начальной и старшей школе в областных и Всеукраинских конкурсах,олимпиадах,спортивных соревнования. Потому что истоки этой успешности закладываются именно в начальной школе.
16 слайд.И если вас заинтересовала наша работа, формы и методы работы, всегда окрыты к сотрудничеству. Потому что,работая в единой команде,нам любе трудности по плечу.
Для нас огромнейшее счастье дети,без них не можем мы прожить на свете.
И вы растите этот паросток,любите,
И вместе с детьми все вершины покорите!
II. Видеосюжет «Из опыта работы»(4 мин.)
ІІІ. Мастер –класс для учителей начальных классов(10мин.)
В здоровом теле здоровый дух
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Уважаемые колеги, а сейчас мы предлагаем вам, хотя бы на минутку, стать нашими учениками, восстановить свои силы,позаботиться о своем здоровье и взять участие в мастер –классе «В здоровом теле –здоровый дух»
Потому что без здоровья в мире не прожить
А веселым и здоровым каждый хочет быть.
Сядьте ровно,не крутитесь и друг другу улыбнитесть.
Ласкавинки посылаем и работать начинаем.Всем гостям добра желаем!.
ІІ. Введенне в тему
1.Релаксация «На море» (под музыку)
- А давайте, дети, сегодня вообразим, что мы не в зале, а на берегу моря. Закроем глазки и немножко пофантазируем.
Я на море… Светит яркое солнышко.Смотрю на бескрайние водные просторы. Они преливаются разными цветами. Синим,фиолетовым,бирюзовым. Дышу спокойно, свободо,.Волны набегают одна на другую и тихонько ударяються о берег.Кажется,что море шепчет, щекочет и нежно разговаривает с тобой. Как же прекрасно вокруг. Я чувствую себя самым счастливым человеком на земле.
- Откройте глаза. Людям необходимо здоровье, чтобы учиться, расти, крепнуть,преодолевать трудности жизни, достигать успеха,чтоб быть счастливым. Ведь не зря в народе говорят ; « Было б здоровье,все остальное наживем»
2. Девиз: Чтоб счастлывыми нам быть,
здоровье нужно сохранить!
3. Сообщение заданий тренига
- А для этого, друзья , в путь зовет нас всех «Мечта».
На корабль вы наш садитесь, с силами все соберитесь..
Смелым,дружным путь открыт,пусть здоровье победит
ІІІ. Робота над темой
Народная мудрость о здоровье.
Учитель. Чтоб на кораблик сесть,друзья,
Пословиц много у меня.
Я начну – вы продолжайте
И кораблик отправляйте.
ТЕХНОЛОГІЯ « НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Здоровому все здорово
Посмотри на вид и не спрашивай о здоровье.
Здоровье дороже богатства.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле,проживешь долгий век на земле.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Болезнь человека не красит.
Береги платье снова, здоровье смолоду.
Добрый человек здоровее злого.
Здоровье дороже денег. .
Добрым быть - долго жить.
Ходи больше, жить будешь дольше.
Кто много лежит, у того бок болит.
Веселая мысль – половина здоровья.
2. Психологический настрой (под музыку)
На кораблик тихо сели,не страшны теперь нам мели.
Глазки тихо закрываем, в путь дорогу отплываем.
Вот море волнуется, плещет и бьется о борт корабля.
У каждого сердце трепещет, прекрасна как наша земля!
И дышим мы воздухом чистым,любуемся всем мы вокруг
Согреты мы солнцем лучистым,а ветер нам - преданный друг.
Учитель .Дети, перед нами сказочный ледяной остров. Чтоб попасть на него , нужно как следует разогрется и ступить на эту неизведанную землю.
3. Массаж ручек, лица.
Мы ладошки разотрем. С них мы свой массаж начнем.
Вот висок и бровок дуги,мы излечим все недуги.
Мочки ушек мягко трем ,уголок у глаз найдем.
Точки носика придавим,переносицу поправим.
Точки лба мы поискали,настроение подняли.
Мышку глязками поищем, влево- вправо поведем.
Ой как страшно ветер свищет,
Но нам с мышкой непочем.
Горосю- бабосю, тыще –мытище, фур за полотнище.
Тоси – тоси ладки, поедем мы к бабке.
Бабка даст пирожки , и сметанки вершки.
Первый пальчик- это дед,второй пальчик – баба.
А вот этот –мой отец, а вот этот – мама.
Пятый пальчик- это я,вот и вся моя семья.
Летела пчела ,возле чела - бумць улетела.
Летела оса около носа – бумць улетела.
Летела мушка , возле ушка – бумць улетела.
Зарядка сидя под музыку
4.Дыхательная гимнастика и логопедическая песенка
- На нашем острове очень холодно. Но если знать секреты дыхательной гимнастики,можно уберечь себя от любой простуды.(Дыхательные упражнения)
5. Тренинг « Солнышко»(под музыку)
- Вот мы с вами и розогрелись. Даже солнышко разбудили. Давайте и мы представим себя солнышком. Повторяйте за мной.
- Я- солнышко. Я большое теплое солнышко. Я прсыпаюсь, потягиваюсь, посылаю всем свои лучики. Я дарю свое тепло и сердце всему живому. Я пролетаю над реками, озерами, горами,лесами Я всех приветствую . Я радуюсь.. Я уверено в своих силах. Я дарю всем добро, ласку, надежду. Я бужу всех, просыпайтесь.
5.Комплекс общеразвивающих упражнений „Из жизни птиц”( под музыку)
От лучей солнышка проснулись и птицы.Давайте наше утро начнем с ними. Я предлагаю всем встать.(Комплекс упражнений)
6. Если нравится тебе(песенка –танец)
На нашем острове говорят: «Хорошее настроение – залог здоровья». Так пусть же наша веселая песенка поднимет вам и всем жителям острова настроение.
6. Тренинг « Я мечтаю …»
А еще на острове мечты все,что загадается- сбывается. Сложите ладошки лодочкой и спрячьте в них свою мечту. Тихонько проговарите то,о чем мечтаете. Я мечтаю о…Приложите свои ладошки к сердцу и наполните свою мечту добротой и теплотой своего сердечка. А теперь согрейте свою мечту теплым дыханием и отпустите ее. Пусть она летит и обязательно сбсудется. А мы проговорим ей вслед « Я верю в то, что моя мечта сбудется и принесет мне счастье»
IV Итог. Вы работали отлично.
Счастья в жизни вашей личной.
Пусть вам сонце мирно светит и пусть радуют вас дети.
Никогда не унывайте, свое здоровье укрепляйте!
7