СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре "Актуальные проблемы деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре по теме "Актуальные проблемы деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "Актуальные проблемы деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы)»

Актуальные проблемы деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС



В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации  индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов. 

         В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате  нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей,  литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

 Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость  библиотеки  как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами:  «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС  ООО),  в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус  школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной  школьной библиотеки представляется в модели, где будет  меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.   Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Все это верно, но если посмотреть на ситуацию реально существующую. Мы увидим, что она сильно отличатся от идеала. Например, в нашем лицее библиотека – один из самых посещаемых кабинетов. (Слайд 2) Её площадь составляет 56 кв. м. Мы не имеем отдельного помещения для хранения учебников. Каждый день абонемент посещает в среднем 40-50 чел. И хотя в библиотеке нет полноценного читального зала, его функции выполняются в полном объеме. Учащиеся часто обращаются к энциклопедической и справочной литературе, знакомятся с новинками периодики, готовят сообщения, доклады, рефераты. (Слайд 3) Для этой работы в библиотеке есть несколько посадочных мест. В этом году нам удалось переоборудовать учительскую в информационно-методический кабинет, который стал читальным залом для учителей. Но ведь в других библиотеках нет такого количества компьютеров, справочной литературы, даже помещение для них выделяется самое маленькое. Это ли не проблема? Конечно проблема. Причем очень серьезная, многие школьные библиотеки даже при желании не смогут работать в ногу со временем, по той простой причине, что еще не везде понимают важность такого звена в огромной цепи, как школьная библиотека. Не комплектуют необходимой дополнительной литературой, справочными изданиями и т.д. а ведь это, я считаю, очень серьезное упущение со стороны чиновников.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. В начале учебного года школьные библиотекари проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы. Но не поступает новая методическая, справочная, художественная литература.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

- навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

- умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

- перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

- умения использовать современные информационные технологии.

Но как, же быть, если в библиотеках нет в достаточном количестве художественной литературы по учебной программе? По этому поводу я бы хотела остановиться на некоторых моментах, относительно своей библиотеки. Это основные показатели. Как видно на первой диаграмме, (слайд 5) количество читателей нашей библиотеки с каждым годом увеличивается. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, в нашу библиотеку обращаются за книгами не только учащиеся, но и их родители. Во-вторых, к нам обращаются ученики, которые уже окончили школу, но им необходима учебная литература, по которой они занимались в лицее.

То есть школьная библиотека пользуется спросом.

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

количество учащихся

367

356

360

количество учащихся, записанных в библиотеку с 1 по 11 кл.

358

350

353

количество взрослых, записанных в библиотеку

60

64

73




Следующий показатель – это фонд нашей библиотеки. (Слайд 6) Мы видим, что количество изданий, подлежащих инвентарному учету (справочная литература, отраслевая литература, художественная литература, издания научно-популярного характера и т.п.) увеличивается. Но эти издания, которые должны поступать к нам централизованно, присылаются в небольших количествах. А вот учебники, в последние два года, снова начали поступать в соответствии с нашими заказами. Поэтому и на диаграмме виден их существенный количественный прирост.

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

библиотечный фонд, подлежащий инвентарному учету (кроме учебников)

4270

4493

4664

учебная литература

7056

7705

8386




На следующем слайде (Слайд 7) показано отдельно поступление за три года справочных изданий, отраслевой литературы и документов на нетрадиционных носителях, т.е. дисков. Это то, о чем я сказала выше.


 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

справочная литература

315

315

317

отраслевая литература

478

487

499

документы на нетрадиционных носителях

589

802

954




Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

Но опять, же встает вопрос – откуда взять новые книги? И не просто новые, а нужные. Где взять книги для выставок?.... Приходится пользоваться тем, что есть в наличии.

С начала учебного года в нашей библиотеке были запланированы и организованы книжные выставки к юбилейным датам и на актуальные темы:

- К 80- летию со дня рождения русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова (1935) - 13.09.2015 (Слайд 8)

- К 120- летию со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925) - 03.10.2015 (Слайд 9)

- К 145- летию со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) - 22.10.2015

- К 135- летию со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921) - 28.11.2015

- К 110- летию со дня рождения татарского поэта Мусы Джалиля (1906–1944) - 15.02.2016 (Слайд 10)

Были организованы постоянно действующие выставки книг:

  1. «Книги-юбиляры 2015 года» - включены книги, которые есть в школьной библиотеке.

  2. «Незабываемые страницы военных лет» (Слайд 11)

  3. «Хэтер уты» - книги о войне на татарском языке. (Слайд 12)

Большой интерес со стороны учащихся старших классов был к таким книжным выставкам как:

- Выставка приуроченная ко Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) - 02.02.2016 (Слайд 13)

- К книжным выставкам, организованным к неделе химии, ко дню Мам. (Слайд 14)


Были выполнены тематические подборки стихов к 8 марта, 23 февраля, к Всемирному Дню пожилых людей, ко Дню учителя, которые также пользуются большим спросом. Благо есть Интернет)))


Регулярно проводятся групповые и индивидуальные беседы у книжных полок. В основном на тему правил обращения с книгами, правильной расстановки книг, с целью помочь выбрать или найти нужную книгу и т.д. Особенно важны такие беседы при работе с учащимися начальных классов. Так же по мере поступления запросов выполнялась и выполняется индивидуальная подборка литературы для подготовки к олимпиадам, к экзаменам, для написания творческих исследовательских работ.


Библиотекой лицея на первое полугодие 2016 года была оформлена ведомственная подписка на газеты и журналы в количестве 18 изданий: (Слайд 15)

Вестник Образования России,

Магариф,

Ватаным Татарстан,

Салават купере,

Сабантуй,

Журнал сказок,

Детская энциклопедия,

Шишкин лес,

Ялкын,

Учительская газета,

Гаилэ хэм мэктэп и др. По два издания оформлены на филиалы. Это детские журналы Сабантуй и Салават купере.(Слайд 16)

Раз уж мы заговорили о детских журналах (Слайд17), хотелось бы отметить следующее. Дело в том, что уже не один год они нас выручали, когда мы старались привлечь маленьких читателей в библиотеку. Но в начале этого учебного года (в октябре) было поступление новых детских изданий. Благодаря стараниям нашего директора Мугизова М.А., были выделены деньги на приобретение художественной литературы. 118 наименований. (Слайд 18) Это очень красочные издания, как на русском, так и на татарском языках. (Слайд 19) Старались закупить книги по программе начальной школы: С.Маршак, Б.Заходер, Н.Носов, А.Барто, А.Пушкин, В.Сутеев, А.Волков, С.Михалков, К.Чуковский и др. Много книг, предназначенных для первых классов. (Слайд 20) Это тонкие, небольшого формата, очень красочно оформленные издания. Дети читают их с большим удовольствием.

В начальном звене завели Культурный дневник, учащиеся первых классов очень активно заняты его заполнением. Поэтому специально даже были сделаны цветные стикеры.

Все эти моменты (пополнение фонда художественной литературы, заполнение культурных дневников учащимися начальных классов) повлияли на количество посещений и выдачу. Вы видите на слайде (Слайд 21) диаграмму с показателями количества посещений и выдачи по состоянию на середину марта, а показатели 2013-2014, 2014-2015 учебного года за весь учебный год.

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

количество посещений

3856

3889

3608 

выдача

3643

3805

3325 




Вот и получается, что какой бы момент в деятельности школьных библиотек мы не затронули, везде сталкиваемся с проблемами. Но ведь они все решаемы, просто необходимо, чтобы чиновники поняли важность школьных библиотек!!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!