Выступление на семинаре: "Формирование орфографических навыков. Слова с непроверяемыми написаниями"
Одна из задач учителя в школе – дать ребёнку необходимый минимум знаний, определённый программой. Моя методическая тема касается такого предмета, как русский язык. Мы, школьные учителя, пытаемся передать нашим детям его богатство и красоту. Порой совершенно безуспешно мы хотим научить ребёнка грамотно писать, знакомим его с основными правилами и законами орфографии, учим видеть и предупреждать ошибки. Вернее, стараемся это сделать, т.к. русский язык не только один из самых важных предметов, но и самый трудный.
В русском языке есть такая область, которую невозможно определить никакими правилами. Эта область языка огромна и называется она «Слова с непроверяемыми написаниями».
Я выбрала эту тему не случайно. Анализируя результаты словарных диктантов в 1 классе, я увидела, что:

б/Ош. с 1 ош. 2 и Ош.
16% 35% 49%
4 чел.
Я стала искать причину, чем можно объяснить такие результаты. Изучила оценку комплексного психологического обследования учащихся моего класса и увидела:
-Уровень развития внимания у детей моего класса:
Слабый 39,3%
Средний 26%
Хороший 21,7%
Высокий 13% (3 человека)
-Уровень развития памяти:
Слабый 4%
Средний 56%
Хороший 36%
Высокий 4 % (1 человек)
Стопроцентной возрастной норме соответствует 13 % учащихся.
Изучение медицинских карт детей показало, что в классе есть гиперактивные дети, дети с диагнозом ММД( малой мозговой дисфункции).
Я поняла, что нужно каким-то образом менять методы работы со словарными словами на уроке. Сделать так, чтобы моим детям было не втягость, перевести механическое заучивание в непроизвольное запоминание незаметное для детей.
Поэтому я изучила много методической и справочной литературы, книг по психологии.
Список литературы.(в презентации)
Этот изученный материал я обобщила и апробировала следующую структуру словарно-орфографической работы:
1.Представление учащимся нового словарного слова.
-На этом этапе очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Поэтому, когда ввожу новое слово использую: загадки, пословицы, поговорки, ребусы, изографы, кроссворды.
На доске пишу изучаемое слово, выделяя мелком нужную орфограмму.
-Использую приёмы введения слова, способствующие интеллектуальному развитию детей.
Например:
-Приём поиска слова, связанный с работой по фонетике.
-Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
- Приём уменьшения количества конкретных заданий учителя:
- Вы прочтёте слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
-Следующий приём: полное отсутствие указаний учителя:
-Посмотрите на запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся:
О З А Б В Т Е Р А Д К
-Приём введения слова с помощью шифров и кодов:
2 слова зашифрованы с помощью чисел:
1 слово 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1
2 слово 3, 1, 5. 13, 4, 7, 10, 9, 8.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Следующий приём сочетает в себе нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу, деление слов на слоги, орфографическую работу.
На этом этапе выясняем лексическое значение слова.
2. Следующий этап- освоение написания слова.
Его цель- «усилить» орфограмму. Этому этапу уделяю большое внимание, т.к. вы видели какой низкий уровень развития внимания и памяти у детей моего класса.
Для запоминания слов с непроверяемыми написаниями использую:
-чёткое проговаривание
-подбор ассоциаций
- выведение формулы слова
ЛИС+ИЦА= ЛИСИЦА
- Звукоподражание.(синица поёт «синь-синь синь»)
-Изучение географии происхождения слова (индюк, канарейка)
-Знание иностранных языков.
Использую некоторые эффективные способы «усиления» орфограммы:
Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом предмета.
2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
Комната- спрятано имя девочки «Ната», но почему написано с маленькой буквы.
Метро – пишется как метр.
Рабочий пишется как слово «раб».
3. Изучаем этимологию слова.
Малина- от слова малый, т.к. ягода состоит из множества малых ягодок.
Дневник- в переводе с французского «ежедневный»
Ботинок – от слова боты. В переводе с французского «бот»- сапог.
4.Использую стихотворные рифмовки со словарными словами.
3.Следующий этап работы с словарным словом: введение нового словарного слова в активный словарь детей.
На последующих уроках для введения нового слова в активный словарь детей применяю следующие упражнения:
Сравнение нескольких близких по смыслу слов.
2)- Составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово, словосочетание, родственные слова.
-Составление предложений по опорным словам.
- Составление предложения, предусматривающего замену каждого слова в предложении учителя другим, противоположным по смыслу.
Например:
Гость медленно отошёл от уезжавших.
Хозяин быстро подошёл к приехавшим.
- Составление предложений, каждое из которых заканчивается словарным словом.
- Составление коллективного рассказа.
- В классе идёт выпуск журнала « В страну словарных слов», ведутся тетради- словарики.
3. Проводя таким образом словарную работу, я получила следующие результаты:

Б\ош. 1 ош. 2 и
25% 59% 16% (4 ч.)
-У детей повысился интерес к урокам русского языка.
- Развивается память, мышление, повышается орфографическая зоркость.
Эффективность данной методики оказалась очевидной. Поэтому на заседании МО учителей начальной школы было принято решение продолжить внедрение этого опыта в 3 классе. В планах составить тематические словарики для 3 класса, систематизировать работу по классам.
Мой опыт был обобщён на заседании МО начальной школы, на педсовете.
Для учителей начальной школы показывала фрагмент урока по введению нового словарного слова.
Предоставляла материалы и выступала на семинаре в СОШ №23.
Делилась опытом работы с МО учителей СОШ №43.