СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре на тему: «Технологическая карта – как новый вид методической продукции»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре на тему: «Технологическая карта – как новый вид методической продукции»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа











Выступление на семинаре на тему:

«Технологическая карта – как новый вид методической продукции»








Выступление подготовила:

Гусева Алина Олеговна

учитель начальных классов







с. Шурскол

2017 г.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи


Эти слова известного американского дидакта и философа Джона Дьюи, сказанные им в далеком 1926 году, не потеряли своей актуальности и сегодня, когда российская школа переходит на новые стандарты.

Каждая система (и система образования страны, в том числе) должна постоянно развиваться и совершенствоваться с учётом объективных условий и воздействия среды, в которой она функционирует. Развитие системы образования определяется, прежде всего, потребностями общества.

Общество ставит перед российским образованием цель модернизации как ответы на вызовы времени уже не первый раз. Вот и сегодня от нас ждут изменений в мышлении основных участников образовательного процесса в их отношении к образованию, понимании значимости образования для обеспечения высоких темпов развития экономического роста страны и развития человеческого капитала. Педагогическому сообществу нужно научиться решать вопросы, связанны с компетентностным подходом к образованию; с личностно-деятельностным характером образования; с инновационными образовательными технологиями, способствующими включению школьников в различные виды деятельности, позволяющими научить его работать с разными источниками информации, учитывая его возрастные и индивидуальные способности.… Это нацеливает современную школу и на перевод обучающегося в режим саморазвития, и на подготовку социально адаптируемого выпускника.

Вызовы временем закреплены федеральным государственным образовательным стандартом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373. В 2010-2011 учебном году ФГОС НОО был апробирован в режиме эксперимента, а 1 сентября 2011 года все школы России приняли первоклассников по новым образовательным программам.

Конечно, он не является текстом для изучения, но без знания этого документа невозможно понять, что такое технологическая карта урока в свете требования ФГОС НОО.

Рассмотрим несколько важных положений.

На слайде вы можете увидеть основные особенности реализации содержания образования, которые указываются в ФГОС НОО.

ФГОС НОО, утвержденный Приказом Министерства образования и наука Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:

  • Необходимость достижения учащимися трех групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;

  • Новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

  • Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

ФГОС так же устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

  • Личностным;

  • Метапредметным;

  • Предметным.

Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями».

Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия они подразделяются на три группы:

  • Регулятивные УУД;

  • Коммуникативные УУД;

  • Познавательные УУД.

Итак, какими средствами мы можем достичь планируемых результатов?

Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приёмы, применяемые учителем в своей деятельности при работе по новым стандартам.

В современной педагогической среде встречаются различные технологии. Примеры некоторых технологий вы можете увидеть на слайде.

Педагогические технологии:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • технология проблемного обучения;

  • технология развивающего обучения;

  • технология письмочтения;

  • ИКТ-технологии (цифровые образовательные ресурсы, блоги и сайты, специальное программное обеспечение (интерактивные доски, документ-камеры, персональные компьютеры, графические планшеты, интерактивные столы) и другое оборудование).

Всё вышесказанное подводит к мысли о том, что при системно-деятельностном подходе задача формирования УУД не может быть решена в рамках традиционной педагогики без выхода на технологический уровень. Становится очевидным создание технологической карты урока. [6]

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Параметры, которые могут составлять технологическую карту вы так же можете рассмотреть на слайде.

Параметрами, составляющими технологическую карту, могут быть:

  • этапы, его цели;

  • содержание учебного материала;

  • методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся;

  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных: содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Единых требований к составлению технологических карт не существует, каждый учитель выбирает сам ту форму, которая для него наиболее приемлема, исходя из своих педагогических предпочтений.

Предлагаю рассмотреть несколько форм построения технологической карты урока.

Вариант 1.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат

Учебно-методическое обеспечение








Вариант 2.

Этап урока, прогнозируемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы приемы и формы обучения

Примечания







Вариант 3.

Этап урока, цель

Время, мин

Содержание учебного материала

ФОУД

(форма организации учебной деятельности обучающихся)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


На следующем слайде вы можете посмотреть, что необходимо предусмотреть в структуре технологической карты.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;

  • максимально полного отражения после­довательности всех осуществляемых дей­ствий и операций, приводящих к намечен­ному результату;

  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности. [2]

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока. Например, прослеживая карту по вертикали, можно отследить:

  • реализацию учителем целей урока;

  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

  • осуществление оценивания и контроля. [3]

Очень часто учителя испытывают трудности при формулировании действий учителя и учеников. В этом случае можно воспользоваться следующей таблицей (пример таблицы на слайде):

Деятельность учителя может быть выражена следующими формулировками: проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, выдвигает проблему, формулирует задание и многое другое.

Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: записывают слова, предложения, по очереди комментируют, приводят примеры, сравнивают …, высказывают свои предположения в паре и так далее. [5]

Делая вывод, можно сказать, что:

Обучение с использованием технологической карты позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. [4]

Применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов. Так же технологическая карта позволит увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.




























Использованная литература

  1. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. – М., Просвещение, 2012. – с.5.

  2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf

  3. Артемьева А.Н. Разработка технологической карты урока. http://www.mcfr.ru/journals/52/105/30366/30367

  4. Принципы и положения для работы с технологическими картами. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

  5. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М., Планета, 2015. – с. 76.

  6. Аникина З.Н, Белых М.В. Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. – М., Планета, 2015. – с. 6.