СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинарском занятии.Развитие личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинарском занятии.Развитие личности.заняла первое место.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинарском занятии.Развитие личности.»

ЛЕКЦИЯ   Развитие, воспитание и социализация личности          К.П. Н . О.П.Нестеренко

ЛЕКЦИЯ

Развитие, воспитание и социализация личности

К.П. Н . О.П.Нестеренко

Основные понятия темы: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, социализация, фактор, Среда.

Основные понятия темы:

человек,

личность,

индивид,

индивидуальность,

развитие,

социализация,

фактор,

Среда.

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.  Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.  Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе развития физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе развития физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Индивидом рождаются,  личностью становятся,  а собственную индивидуальность отстаивают.

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

а собственную индивидуальность отстаивают.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Фактор - движущая сила, причина, влияющая на процесс

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Фактор - движущая сила, причина, влияющая на процесс

 Биологическое развитие  - морфологические изменения (роста, веса, объема);  - биохимические изменения (состава крови, костей, мышц);  - физиологические изменения (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания).

Биологическое развитие

- морфологические изменения (роста, веса, объема);

- биохимические изменения (состава крови, костей, мышц);

- физиологические изменения (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания).

Социальное развитие : - психические изменения (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера); - духовные изменения (нравственным становлением, изменением сознания); - интеллектуальные изменения (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Социальное развитие :

- психические изменения (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);

- духовные изменения (нравственным становлением, изменением сознания);

- интеллектуальные изменения (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

 Социализация - взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней .

Социализация - взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней .

Движущие силы (противоречия) развития личности  Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

Движущие силы (противоречия) развития личности

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

Закономерности развития личности:  обусловлено внутренними и внешними условиями; мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении; типом ведущей деятельности; зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой участвует личность;

Закономерности развития личности:

  • обусловлено внутренними и внешними условиями;
  • мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
  • типом ведущей деятельности;
  • зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой участвует личность;
обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти факторы действуют — не порознь, а вместе — на сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).
  • обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой (социальной, биогенной, абиогенной), воспитанием (большим количеством видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельностью человека. Эти факторы действуют — не порознь, а вместе — на сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).
Факторы, влияющие на формирование личности внешние ( макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание)  внутренние ( собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами)   биологические ( наследственность)  социальные факторы (среда и воспитание)

Факторы, влияющие на формирование личности

внешние ( макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание)

внутренние ( собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами)

биологические ( наследственность)

социальные факторы (среда и воспитание)

 Наследственные факторы: анатомо-физиологическая структура , отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;  - физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

Наследственные факторы:

  • анатомо-физиологическая структура , отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

- физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности : обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;  - особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие - нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • физиологические особенности : обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

- особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие - нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

аномалии в развитии организма : дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;  - предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера : гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).
  • аномалии в развитии организма : дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

- предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера : гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.  Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Как Вы понимаете выражение «зарыть талант в землю?»  Есть ли у этого выражения научное обоснование?

Как Вы понимаете выражение «зарыть талант в землю?»

Есть ли у этого выражения научное обоснование?

 Можно ли развивать способности человека?  На что при этом должна быть направлена деятельность педагога?

Можно ли развивать способности человека?

На что при этом должна быть направлена деятельность педагога?

Считаете ли Вы, что социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно?   Как понять выражение «яблоко от яблони недалеко падает» ?

Считаете ли Вы, что социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно?

Как понять выражение «яблоко от яблони недалеко падает» ?

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Социальная среда - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социальная среда - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

 Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений .

Может ли характер общения взрослого с ребенком повлиять на его развитие и социализацию? Обоснуйте свое утверждение.

Может ли характер общения взрослого с ребенком повлиять на его развитие и социализацию?

Обоснуйте свое утверждение.

Воспитание — это процесс целенаправленного и сознательно контролируемого нравственного развития личности (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание — это процесс целенаправленного и сознательно контролируемого нравственного развития личности (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Как Вы думаете, всегда ли воспитание направлено на нравственное развитие личности?    При отрицательном воздействии взрослого на ребенка является ли воспитание механизмом социализации?

Как Вы думаете, всегда ли воспитание направлено на нравственное развитие личности?

При отрицательном воздействии взрослого на ребенка является ли воспитание механизмом социализации?

 Деятельность как фактор развития личности  - обеспечивает создание материальных условий жизни человека; - способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей; - содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

Деятельность как фактор развития личности

- обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

- способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

- содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

- является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;  - дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей; - создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

- является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

- дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

- создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН  - образование как общечеловеческая ценность; - образование как социокультурный феномен; - образование как система; - образование как педагогический процесс; - образование как результат

ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН

- образование как общечеловеческая ценность;

- образование как социокультурный феномен;

- образование как система;

- образование как педагогический процесс;

- образование как результат

Принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;  - единство культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и культурных традиций в условиях многонационального государства;

Принципы государственной политики в области образования:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

- единство культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

 Система образования: - дошкольные; - общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.; -организации начального профессионального образования (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, повышения квалификации и переподготовки);

Система образования:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;

-организации начального профессионального образования (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, повышения квалификации и переподготовки);

- специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;

- специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, школы для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;

организации дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;  - организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
  • организации дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.

 Формы получения образования  в организации образования (очные, очно- заочные (вечерние), заочные формы);  в форме семейного образования;  - самообразования; - экстерната.

Формы получения образования

  • в организации образования (очные, очно- заочные (вечерние), заочные формы);

  • в форме семейного образования;

- самообразования;

- экстерната.

Образовательные программы  общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательные программы

общеобразовательные (основные и дополнительные)

профессиональные (основные и дополнительные).

Формы управления системой образования:  А) государственная форма управления : -разработка образовательных программ и стандартов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

Формы управления системой образования:

А) государственная форма управления :

-разработка образовательных программ и стандартов. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

- аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей; - формирование образовательной инфраструктуры; - формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений; - контроль за исполнением законодательства в бюджетной и финансовой сферах в системе образования.

- аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;

- формирование образовательной инфраструктуры;

- формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;

- контроль за исполнением законодательства в бюджетной и финансовой сферах в системе образования.

 Государственно-общественное управление системой образования:  - попечительские советы, - родительские комитеты,  - советы образовательных учреждений и др .

Государственно-общественное управление системой образования:

- попечительские советы,

- родительские комитеты,

- советы образовательных учреждений и др .

Образование как педагогический процесс — это движения к заданной цели путем активных действий обучающих и обучаемых.

Образование как педагогический процесс — это движения к заданной цели путем активных действий обучающих и обучаемых.

Основные функции педагогического процесса:  информационная (просвещение воспитанников); воспитательная (личностное изменение воспитанников); развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

Основные функции педагогического процесса:

  • информационная (просвещение воспитанников);
  • воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  • развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).
  • аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

  • социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).
 Структура педагогического процесса (компоненты):  целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;   содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;  

Структура педагогического процесса (компоненты):

  • целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;

 

  • содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

 

операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);  
  • операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);

 

эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);
  • эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);
  к онтрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);   результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).
  •   к онтрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

 

  • результативный (эффективность протекания педагогического процесса, прогресс в достижении поставленной цели).
Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса  Динамика педагогического процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.  Развитие личности в педагогическом процессе.   - Управление учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами.

Закономерности педагогического процесса

  • Динамика педагогического процесса. В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

  • Развитие личности в педагогическом процессе.

- Управление учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами.

- Стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

- Стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

Единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе.  - Единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.  - Обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей личности и общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).
  • Единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе.

- Единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

- Обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей личности и общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).