Требования к современному уроку в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
( слайд 2)
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. ( слайд 3)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу своей страны. ( слайд 5)
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
ФГОС второго поколения вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его. ( слайд 6 )
Каким должен быть современный урок в условиях введения стандарта второго поколения? ( слайд 7 )
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок по ФГОС – это:
Системно-деятельностный подход (который положен в основу ФГОС).
Профессиональная и методическая подготовка учителя.
Целеполагание и мотивация учения.
Современные технологии и средства обучения.
Выбор оптимальных средств обучения.
Создание условий для саморазвития.
Анализ каждого учебного занятия.
Урок должен быть проблемным и развивающим
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.( слайд 8 )
Функции участников образовательного процесса ( слайд 11 )
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не просто передавать знания ,быть вдохновителем обучающихся.
Функции ученика – активный деятель, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал
( слайд 13 )
Современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий:
-личностные;
-познавательные;
-регулятивные;
-коммуникативные.
Личностные обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Регулятивные обеспечивают ученику организацию учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, саморегуляция, самооценка…).
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность.
Важным и неотъемлемым элементом урока становится использование
ИКТ-технологий обучения. Использование современных ИКТ - технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
( слайд 15 )
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Методы и формы современного урока: ( слайд 16 )
Изменились принципы к обучению.
Основные типы уроков в школе по ФГОС ( слайд 18 )
Урок "открытия" нового знания.
Урок отработки умений и рефлексии.
Урок общеметодологической направленности.
Урок развивающего контроля.
( слайд 24 )
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
( слайд 25 )
«Современный урок – удивление, комфорт, развитие, творчество, удовольствие,
усилие, успех!»