СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему:"Влияние формативного оценивания на познавательную деятельность младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формативное оценивание является процессом который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие достижений

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему:"Влияние формативного оценивания на познавательную деятельность младших школьников"»

«Влияние формативного
оценивания на познавательную деятельность младших
школьников»

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова,» - писал Ян Коменский.

Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Как же влияет формативное оценивание на познавательную деятельность младших школьников? Формативное оценивание (Слайд)

  • Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);

  • Обратная связь, обеспечивающая прогресс;

  • Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;

  • Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;

  • Таким образом, формативное

оценивание несет функции:

формирующая, стимулирующая и мотивирующая.

  • (Слайд) Формативное оценивание является процессом который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие достижений

Вследствие этого формативное оценивание это один из важнейших факторов преподавания и учения. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ я использую при изложении нового материала , в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы) закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Особую неоценимую роль на уроке играет эмоциональный фон. Искренность учительского слова, его оригинальная образность, привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения. Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, - сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».

Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:

1. Индивидуальная (главный вид общения - опосредованное общение).

2. Парная (общение в парах постоянного состава).

3. Групповая (общение в группе).

4. Коллективная (общение в парах сменного состава).

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения - это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:

· Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая - парная организационная форма.

· Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая - групповая организационная форма.

· Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая - коллективная организационная форма [3]. ). Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Деловой шум только сначала может мешать. В дальнейшем дети привыкают говорить тихо, чтобы не мешать окружающим. При организации коллективных работ я ориентируюсь, конечно же, не только на общение учащихся, но и на конечный результат. Учащиеся начальной школы тянутся к групповым формам работы, воспринимают как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя. Я добиваюсь того, чтобы никто не уходил с урока с чувством неудовлетворённости, с обидой, что его не спросили. Кроме того дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, сопереживать неудачам товарища, часто приходят на помощь друг другу. На таких уроках дети могут быть и в роли ученика, и в роли учителя, что им особенно нравится. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции.

. На коллективных занятиях дети работают в сводных группах, парах, где они могут:

· обучать друг друга; выступать в малой группе или перед всеми; выполнять индивидуальные задания, тестовые задачи, индивидуальные проверочные работы; изучать новое, если их знания разные; В каждой сводной группе есть лидер - ученик, отвечающий за работу группы. Он отвечает за обеспечение группы учебным материалом, за дисциплину, а также, если требуется, ведет учет работы каждого, заполняет сводную ведомость учета. Практически любой вопрос ученик решает сначала с товарищем или с лидером своей группы и только потом - с учителем. Закончив работу в сводной группе, ученики расходятся по другим группам. В каждой из них - новый лидер. Лидерами сводных групп бывают все без исключения ученики.

Различные виды коллективной работы могут быть использованы на различных этапах урока. Например, с третьего класса при проверке домашней работы, когда проверяется дифференцированное задание. При проверке предлагаю ребятам объяснить товарищу по парте, какое задание он выполнял и как выполнил. А в ходе урока «слабым» ученикам даю для самостоятельной работы подобные задания, а тем, кто им объяснял, предлагаю роль консультанта.

Большое значение придаю составлению памяток, вопросников, схем, карточек. На это уходит больше время при подготовке к урокам, но зато они помогают при самостоятельной работе ученикам. Использую их как при самостоятельном разборе новой темы, так и при повторении. При разборе новой темы работа в парах осуществляется на определённом этапе урока, а вот при повторении и обобщении вполне эффективно работать таким образом весь урок.

На уроках математики при решении примеров я часто использую приём «Стань учителем». Проверяю примеры у первого решившего ученика, если выполнил правильно, предлагаю проверить у следующего. И так цепочкой работают все дети, которые хорошо усвоили тему. Я вместе с первыми учащимися в это время могу восполнять пробелы со слабыми учениками. Таким образом, работает весь класс.

На уроках русского языка при закреплении использую такой приём. Раздаю карточки с небольшими текстами паре учеников с учётом их индивидуальных особенностей. Каждый из них выступает и в роли ученика, и в роли учителя. Ошибки при проверке они исправляют карандашом, при этом ребята - «учителя» должны объяснить своему «ученику» правило, согласно которому сделали исправление. Интересно проходит работа в группах по предмету «Познание мира». При обобщении тем можно применять элементы проектной технологии, организовывая работу в группах. Дети заранее готовятся, обсуждают и готовят материал для урока. А на уроке отвечают на вопросы, разгадывают кроссворды, ребусы, заполняют таблицы, выступают с дополнительными сведениями. приучаю детей работать с текстом в парах. Если текст небольшой, предлагаю каждому читать по абзацу. Задавать друг другу вопросы. Если текст большой по объёму, каждая группа читает определённую часть, вместе озаглавливают, выбирают, кто будет пересказывать. При проверке один из группы называет заголовок, все записывают. Другой участник группы пересказывает, все слушают. Таким образом, знакомство с объёмным текстом происходит динамичнее и интереснее.

Этап проверки домашнего задания удобно построить следующим образом: дети работают в парах, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую - другой. Так же выполняется и задание ответить на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Такая ситуация ценна тем, что детям не становится скучно от того, что им приходится по несколько раз выслушивать одинаковые рассказы. Работа регламентируется по времени. По окончании обязательно выясняю у детей, чей ответ близок к идеальному. Характеризовать ответ товарища учу аргументированно, используя такие слова и выражения, как: «Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно, без ошибок…» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для всего класса. По окончании работы групп, две-три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и трудового обучения позволяют ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Урок музыки сложно представить без взаимной поддержки, взаимообучения. На нем особое место занимает коллективное творчество. Коллективный способ обучения даёт очень много и в учебе, и в воспитании детей. Самое важное - язык искусства становится языком общения учащихся не только с учителем, но и друг с другом.

Научить детей сотрудничеству не только «учитель - ученик», но и «ученик - ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, находить оптимальное решение в учебной деятельности - вот задачи, которые решает учитель, используя коллективный способ обучения.

Перечислю некоторые виды коллективной работы используемые на этапах урока: Ещё раз отмечу, что Игра «Продолжи». Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при подготовке к написанию сочинения, на уроке «Познание мира» при составлении рассказа о каком-либо животном).

Прием «Охотники за сокровищами». Учитель составляет вопросник. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Пара или группа должны ответить на вопросы, используя предложенную учителем дополнительную литературу, словари, учебник.

Прием «Пазлы». Учитель делит изучаемый материал на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Прием «Взаимный диктант». Может использоваться как на уроках русского языка, так и на уроках математики. Участники - группа детей или целый ряд. Первый участник диктует знакомое ему (известное) словарное слово (или пример) соседу и проверяет, как его напарник напишет. Второй участник диктует третьему и тоже проверяет и т.д.

Прием «Лёгкие словарные слова». Ученики работают в парах. Первый ребёнок держит карточку со словарными словами, читает их и вставляет правильные гласные буквы. С обратной стороны карточки написаны правильные гласные, которые вставляет первый участник, а второй участник видит их и при ответе соглашается с напарником либо исправляет его.


р…бята

щ…нок

уч…ник


Бел…русь

м…дведь

м…г…зин


в…гон

с…бака

…рбуз


м…л…ко

м…роз

в…скр…сенье








е

е

е


а

е

а а


а

о

а


о о

о

о о


Не секрет, что игровые моменты наиболее продуктивно стимулируют познавательную активность учащихся начальной школы. Очень часто в конце урока включаю игры по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получают карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее.

«пол» + «оса» «яр» + «марка» Благодатный материал для работы в сменных парах, игр в группах дают шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды, чайнворды.

Одной из важнейших составляющих учебно-познавательной компетенции является самооценка. Учащиеся начальной школы в условиях безотметочного обучения учатся с первого класса оценивать свою работу по шкале самооценки Во втором классе ученики с удовольствием входят в роль учителя и проверяют и оценивают работу товарища.

В 3 классе после выполнения заданий фиксируется самооценка (С) и взаимооценка (В) на полях тетради. Для этого используются значки:

+ ? хорошо знаю и могу научить другого



+ ? знаю

? ? сомневаюсь

- ? не знаю

В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Взаимопроверка, часто применяемая при коллективном способе обучения, наиболее успешно помогает сформировать у учащегося адекватную самооценку.

Особую роль в формировании учебно-познавательной компетенции отводиться рефлексии собственной деятельности во время учебного занятия. Применяю здесь известные приёмы:

«Цепочка пожеланий». Каждому учащемуся по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и товарищам по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий учитель, подводя определенный итог.

«Заверши фразу». Для выявления результативности урока (внеклассного мероприятия), раскрытия у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации работы во взаимодействии. Кого бы ты похвалил на уроке за работу, почему?»

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

– «Природа - это…»;

– «Обращение с природой для меня - это…»;

– «Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился…»;

– «Во время игры я приобрел…»;

– «Игра заставила меня задуматься о…»;

– «По отношению человека к природе можно судить о…» и т.д.

Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть успешности каждого ученика класса. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих учеников есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других. Многие дети , которые по- разным причинам боялись говорить , раскрываются по-новому. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными - умения, более надёжными - навыки, что в целом ведёт к формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

Техник формативного оценивания множество. Например:

Этапы урока

Техники формативного оценивания

Изучение нового материала

«Сигналы рукой»

«Светофор»

«Измерение температуры»

Закрепление, тренировка, отработка умений

«Карусель»

«20 секунд»

Игра «Верите ли вы, что…»

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.

«Две звезды и желание» (взаимооценивание)

«Выбери одну фразу»

«Десять плюсов и один минус»

Контроль знаний

Мини - тест

Элективный (выборочный тест0

Формативный тест

Обратная связь

Письменные и устные комментарии.

Словесная оценка

Формативный блиц - опрос

Рефлексия

«Лестница успеха»

«Рефлексивная

мишень»

«Чудо - яблоки»

При использовании формативного оценивания учителю  необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

  • Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику».







































.