СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме " Формирование творческого потенциала обучающихся"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме " Формирование творческого потенциала  обучающихся в условиях развивающей среды обучения"

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме " Формирование творческого потенциала обучающихся"»

Формирование творческого потенциала  обучающихся

в условиях развивающей среды обучения.



«Творчество - могучий источник духовного богатства, эстетического образования, осмысления красоты и стремлений ко всему прекрасному»

В.А.Сухомлинский.

Современный мир с его быстро меняющимися условиями требует интенсивного развития творческой активности молодежи, способной разрешать глобальные проблемы человечества с помощью новых оригинальных идей, отхода от изживших стереотипов взаимодействия старшего поколения с социальным и природным окружением. Динамизм развития нового поколения тесно связан с обновлением образования, переосмыслением целевых установок, содержания и организации процесса обучения, созданием развивающей среды. Развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное пространство, стимулирующее формирование творческих способностей молодежи. Личностный план проблемы творческого мышления и творческих способностей, несомненно, требует первоочередного изучения мотивационно-смысловой сферы личности в контексте креативного образования.

Творческие способности необходимо культивировать с раннего возраста и до конца жизни. Психологами замечено, что "запрограммированность" поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувству протеста против требований общества, которое не позволяет отклониться от принятых норм. Если такая авторитарная система царит в школе, дети превращаются в пассивных исполнителей "воли" учителей и их творческий потенциал постепенно угасает. Только умение выразить собственную уникальность через твочество, предъявить миру истинное "Я" связано с переживанием своего соответствия жизни и осмысленности своего существования. В теоретических и прикладных исследованиях темы существует противоречие между потребностью общества в думающих и творчески одаренных молодых людях и недостаточной разработанностью проблемы создания развивающей среды для актуализации творческих способностей учащихся. При организации развивающей среды мы опираемся на концептуальные положения о ее роли в формировании личности и раскрытии потенциальных возможностей ребенка, сформулированные учеными и наработанные в ходе рефлексии собственного педагогического опыта и обобщения опыта организации личностно - развивающего обучения известных отечественных педагогов и психологов. В связи с этим можно сказать, что развивающая среда призвана:

• устранить ограничения, препятствующие творческим проявлениям учащегося: для осуществления творческого поиска ребенку следует помочь обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, допустить право на ошибку, ослабить тревожность по поводу возможной абсурдности его творческих опытов;

• стимулировать работу по созданию "банка идей": некоторые идеи могут на мгновение "выйти на поверхность", важно вовремя зафиксировать их, впоследствии прояснить, упорядочить, использовать;

• воздерживаться от оценок: это позволяет учащимся расширить поток идей, больше времени и внимания уделять свободному размышлению над решением творческой задачи;

• показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, поиска новых ассоциативных связей, так как это включает процесс решения творческих задач;

• предлагать для учащихся тренинги, позволяющие освоиться в новой ситуации совместного группового поиска творческих решений;

• поддерживать живость воображения, которое является фундаментом всякого творческого акта, повышать чувствительность восприятия, широту и насыщенность в постижении действительности при помощи инновационных методик; организовывать учебный процесс так, чтобы после создания обстановки внутренней свободы все творческие идеи обсуждались и критически пересматривались;

• помогать учащимся прогнозировать общую направленность их творческой деятельности.

Специалисту необходимо самому обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение школы и учителя, особенно начальных классов. Учителю необходимо разработать педагогическую стратегию действия, включающую в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. Создавать и реализовывать программы для организации развивающей среды, позволяющей познакомить учащихся, начиная с 1 класса, с миром творчества, сформировать у них творческое воображение, мышление; желание постоянно развиваться на протяжении всей их школьной жизни. Ключевые слова здесь: творческий потенциал школьника, педагогический процесс, развитие личности, факторы развития личности, готовность личности к развитию творческого потенциала, педагогическое сопровождение и педагогическая диагностика, развивающая среда.

Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в условиях развивающей среды невозможен без нового содержания образования, без развития универсальных способностей и формирования психических процессов. Важнейшим показателем качества образования и уровня развития школьника в условиях развивающего пространства и среды является согласованность дидактической, методической и антропологической составляющих. Где дидактическая составляющая рассматривается, как концепция и структура образования, методическая - набор методик, в том числе компьютерных средств; антропологическая – основные личностные качества и способности учеников, которые формируются в педагогическом процессе.

Основными направлениями работы по созданию развивающей среды и ее влиянию на формирование творческого потенциала являются: – интеллектуальное развитие обучающихся (мышление, память, творческое мышление, речь), повышение их креативности; – социально-психологическое развитие, предполагающее понимание и принятие себя и других, взрослых и детей, повышение уверенности в себе; – физическое, связанное с развитием двигательной активности, моторики ребенка; – коммуникативное развитие как средство приобретения приемов эффективного общения и взаимодействия с другими; – введение и отработка новых видов интеллектуальной работы, освоение учениками методов творческой деятельности; – снятие барьеров, ограничений, препятствующих развитию креативности.

Анализ тенденций развития образовательного процесса в соответствии с потребностями общества показал, что все большую актуальность приобретает идея развития творческого потенциала обучаемых, причем в выборе средств для ее реализации усиливается акцент на задаче повышения собственной активности учащихся. Произошло существенное обогащение функций образовательного процесса: помимо обучающей, воспитывающей и развивающей четко обозначилась функция ориентирования обучаемых на творческое саморазвитие. Практическая реализация данной функции образовательного процесса выступает как процесс формирования готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала, способности к созданию и творению нового.

Сформулирована концептуальная идея развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. Ее суть состоит в том, что педагогическая стратегия воздействия на личность обучающегося с целью развития его творческого потенциала средствами образования должна быть трансформирована в задачу формирования у учащегося готовности к творческому саморазвитию. Ядро концепции составляют основные понятия: творческий потенциал человека, развитие творческого потенциала, готовность учащегося к развитию своего творческого потенциала, развивающее образовательное пространство.

Результатом являются:

модель образовательного процесса, обеспе- чивающая развитие творческого потенциала учащегося, готовности учащегося к развитию творческого потенциала;

критериально-уровневая характеристика исследуемой готовности; механизм становления готовности как интегративного свойства личности в аспекте устойчивости;

структурно- функциональная характеристика развивающего образовательного про- странства.

Готовность к формированию и проявлению творческого потенциала является сложным динамическим образованием, которое может быть описано через структурную составляющую критериальной базы.

1. Мотивационная. Потребность в творческом саморазвитии; мотивы интереса, долга, ответственности; ценностное отношение к человеку, к творчеству, к собственным творческим возможностям

2. Содержательная (ориентационно-знаниевая). Знания о феномене творчества, закомерностях творческого процесса; системные знания о мире и представления о месте человека в нем; убеждения в творческой преобразовательной миссии человека; знание методов творческой

3. Практическая. Умения и навыки, необходимые для творческой деятельности, способность к творческой деятельности, умения и навыки конструктивного взаимодействия в социальном окружении в процессе творчества

4. Эмоционально- волевая. Особенность протекания эмоционально- волевых процессов, способность к волевой саморегуляции.

5. Рефлексивная. Способность к рефлексии.

Из таблицы видно, что структура готовности учащегося к развитию своего творческого потенциала многоаспектна и многокомпонентна. Динамическая сторона исследуемого явления характеризует готовность как состояние, которое формируется на разных уровнях осознанности, эмоционально переживается, закрепляется, принимая форму смысловой или социальной установки.

Для эффективности данного процесса рассмотрим три направления, по которым следует двигаться.

Первое направление это гуманистическая ориентация педагога, создание благоприятной атмосферы для свободной коммуникации в ходе учебно-познавательной деятельности:

учет в индивидуальных особенностей учащихся, включаюший в себя ориентирование учебно-познавательной деятельности на комплекс личностных характеристик учащихся;

выявление содержания субъектного опыта учеников;

предоставление ученикам возможности выбора содержания и способов проработки учебных заданий;

побуждение учащихся к рефлексивной деятельности;

диагностику (наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, интервьюирование, анализ выполненных учащимися работ);

активное участие в различных видах деятельности на творческом уровне; адекватную самооценку на основе осуществления рефлексивной деятельности.

Второе направление состоит в разработке путей совершенствования содержания образования. Применение эффективных приемов обогащения содержания обучения, способствующих решению поставленной задачи, формирования у обучаемых готовности к развитию своего творческого потенциала:

обеспечение личностной значимости содержания для учащихся;

раскрытие ценностного смысла содержания обучения;

создание всем школьникам условий для более полной самореализации: соблюдение добровольности и создание ситуаций выбора, а также проявление ответственности за свой выбор;

эмоциональная поддержка, нравственное насыщение информационного материала и ситуации его освоения (поиска, открытия, творения);

включение в содержание обучения психогигиенической компоненты (курсов по аутогенной технике самовоздействия, технике релаксации) в целях оптимизации индивидуальных и групповых психических состояний;

обогащение содержания обучения знаниями о творчестве, сущности, закономерностях и способах осуществления творческого процесса, информацией о личности человека-творца и о творческих открытиях человечества.

Третьим направлением является теоретический и практический поиск возможностей трансформации образовательной среды в развивающее образовательное пространство, в котором актуализируется потребность в творческой самореализации и становится востребованной готовность личности к развитию своего творческого потенциала. Анализ показал, что образовательное пространство приобретает развивающую направленность в результате целенаправленной педагогической деятельности, а не возникает стихийно. Развивающим по отношению к субъектам образовательное пространство становится, если выполняет гуманистическую, собственно развивающую, психогигиеническую функцию и способствует самоопределе- нию за счет наличия психологически безопасной атмосферы, принятия «человеческой инаковости» и предоставления субъектам возможностей творческой самореализации. Субъективной характеристикой образова- тельного пространства является психологический климат, отражающий самочувствие субъектов, стиль и тон их взаимоотношений. Объективными показателями образовательного пространства выступают ценностно-смысловая и технологическая целостность. Оформление образовательной среды в развивающее пространство требует специальной подготовки педагогов для обеспечения ценностно-смыслового и теоретико-технологического единства.

Выполнить данную задачу способны гуманистически ориентированные педагоги с развитой способностью к рефлексии и владеющие приемами создания положительного психологического климата. Творческий потенциал рассматривается в динамике, предлагаются методики определения уровней его проявления, степени реализации. В структурно-содержательном плане творческий потенциал личности школьника отражает комплекс способностей интеллекта, креативности и личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. Интегративными характеристиками образовательного пространства выступают: целостность как ценностно-смысловое единство, согласованность как технологическое единство, психологический климат как самочувствие субъектов, стиль и тон их взаимоотношений. Для реализации сформулированных в модели целей образовательного процесса определены необходимые принципы его организации и педаго- гические средства. В их число вошли:

а) принципы (гуманизации, гуманитаризации, демократизации, учета взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в поведении и деятельности человека, развивающей и личностноори- ентированной направленности обучения, системности и последователь- ности);

б) содержание, представленное знаниями о психологии и педагогике саморазвития, о специфике творчества, о творческом подходе в решении частных и общих, учебных и личностных задач, а также представления о творческой самосознании личности, о творческом потенциале человека и современных данных о способах его эффективного развития;

в) технологии, ведущими признаками которых является направленность: – на обучение способам творческого решения задач и проблем; – актуализацию субъектного опыта школьников; – предоставление участникам образовательного процесса субъектной позиции, способствующей их самоопределению.

Выявлены также условия, при которых образовательное пространство приобретает развивающую направленность. Это происходит, если: – приоритетами образовательного процесса выступают: признание само- ценности всех его участников; целостный взгляд на ребенка, направ- ленность развивающего влияния образовательного процесса на все сферы, а не только на интеллект личности но и на эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную, в этом случае происходит формирование готовности учащихся к творческому саморазвитию для реализации их творческого потенциала.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности лежит в основе современного педагогического процесса, в котором нестандартность мышления и одаренность традиционно понимаются как высокий уровень развития способностей, творчества, творческого мышления и креативности. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

В каждом, без исключения, ребенке таятся огромные резервы и возможности. И не стремиться к реализации этих колоссальных внутренних возможностей, жить, как живется - это все равно, что использовать кусочек урана для того, чтобы колоть орехи. И мне кажется, что, если люди научатся извлекать собственные скрытые резервы, способности, природные задатки, то человечество могло бы совершить рывок вперед. Именно поэтому человек должен стремиться реализовать себя на том максимуме возможностей, который в нем заложен природой.




Германова Инна Анатольевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!