СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: Когнитивные методы эвристического обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: Когнитивные методы эвристического обучения.»

Эвристические методы обучения.

Эвристические методы обучения – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не даётся в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Изучением эвристических методов обучения занимается Андрей Викторович Хуторской. Для удобства он их сгруппировал, основываясь на тех видах деятельности, которые выполняет ученик.


Виды эвристической образовательной деятельности.

1) когнитивные

Основаны на познавательных качествах ученика- умение чувствовать

окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое

понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные

Основаны на творческих качествах ученика - вдохновленность, фантазия, гибкость

ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений;

прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные)

Основаны на самоорганазиции- способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать еѐ достижение.







Когнитивные методы обучения:


Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта.

Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект,

нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи.


Метод смыслового видения - умение сконцентрироваться на определенном объекте для нахождения первопричины его происхождения. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы: Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких качеств, как интуиция, озарение, инсайт.


Метод эвристического наблюдения.

Наблюдение объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат,

включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применѐнный способ

наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших

наблюдение.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во

время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть

добывают новую информацию и конструируют новые знания.

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Сначала дети учатся выбирать основание для построения гипотез, потом ученики предлагают разные точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Потом учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если …". Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.


Практическая часть «Когнитивное лото»


4