СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме «Требования к современному уроку математики в рамках реализации ФГОС»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме «Требования к современному уроку математики в рамках реализации  ФГОС» в рамках единого  муниципального  методического дня в ОО учреждениях Амурской области.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Требования к современному уроку математики в рамках реализации ФГОС»»

Требования к современному уроку математики по ФГОС учитель математики  МОБУ Увальской СОШ  Акинфиева Т.П.

Требования к современному уроку математики по ФГОС

учитель математики

МОБУ Увальской СОШ

Акинфиева Т.П.

ФГОС  Государственный стандарт образования – это  нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования

ФГОС

  • Государственный стандарт образования – это  нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования
actualis – деятельный Актуальный   [от лат. actualis – деятельный] означает важный урок , существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.

actualis – деятельный

  • Актуальный   [от лат. actualis – деятельный] означает важный урок , существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.
 «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок – это урок без стрессов».  Высказывания учеников.
  • «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
  • «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».
  • «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».
  • «Современный урок – это урок без стрессов».

Высказывания учеников.

 « Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».  М.Скаткин  «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский «Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него». С.И. Гессен

« Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

М.Скаткин

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В.А. Сухомлинский

«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».

С.И. Гессен

В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение. Для такого обучения необходим системно-деятельный подход к построению урока, который обеспечивает : - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение.

Для такого обучения необходим системно-деятельный подход к построению урока, который обеспечивает :

  • - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС: изменение требований к результату Портрет выпускника – гражданина России:  Патриот, уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.   Предметные Метапредметные Личностные  результаты результаты результаты способы деятельности , применимые как в рамках  образовательного процесса,  так и при решении проблем в реальных  жизненных  ситуациях  ЗНАНИЯ  ЗНАНИЯ  система  УМЕНИЯ  ОПЫТ ценностных  творческой  деятельности и др. ориентаций, Интересы Мотивации толерантность

ФГОС: изменение требований к результату

Портрет выпускника – гражданина России:

Патриот, уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.

Предметные Метапредметные Личностные

результаты результаты результаты

способы деятельности ,

применимые как в рамках

образовательного процесса,

так и при решении

проблем в реальных

жизненных

ситуациях

  • ЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ
  • система
  • УМЕНИЯ
  • ОПЫТ

ценностных

творческой

деятельности и др.

ориентаций,

  • Интересы
  • Мотивации
  • толерантность

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий  Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?  обновление содержания  Как учить?  обновление средств обучения Ради чего учить?  ценности образования

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

содержания

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования

Главный участник образовательного процесса - современный ученик – кто он? Ученик – субъект , т.е. хозяин своей деятельности  Сам ставит цели  Сам решает задачи урока  Сам делает выводы

Главный участник образовательного процесса - современный ученик – кто он?

  • Ученик – субъект , т.е. хозяин своей деятельности
  • Сам ставит цели
  • Сам решает задачи урока
  • Сам делает выводы
Учебная деятельность -  самостоятельная  деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

Учебная деятельность -

самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

 Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик

Чему? Зачем?

  Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм Как?

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм

Как?

  Самоконтроль - определение правильности выполненного действия   Правильно?

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия

Правильно?

  Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия

Хорошо?

Можно лучше?

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:  ставить цели,  решать задачи,  отвечать за результаты

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты
 По образному выражению Н.М. Верзилина,

По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока математики в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС Определить и четко сформулировать: для себя для обучающихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? С моей точки зрения, современная структура урока с учётом требований ФГОС заключается в следующем: постановке учебной задачи, выборе учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Определить и четко сформулировать:

  • для себя
  • для обучающихся

целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

С моей точки зрения, современная структура урока с учётом требований ФГОС заключается в следующем: постановке учебной задачи, выборе учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.

Проектируя урок, я придерживаюсь следующих правил: Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и свои на всех этапах урока. Определяю формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумываю оптимальный темп урока, то есть рассчитываю время на каждый его этап. Продумываю форму подведения итогов урока. Продумываю содержание, объем и форму домашнего задания.

Проектируя урок, я придерживаюсь следующих правил:

  • Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и свои на всех этапах урока.
  • Определяю формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумываю оптимальный темп урока, то есть рассчитываю время на каждый его этап.
  • Продумываю форму подведения итогов урока.
  • Продумываю содержание, объем и форму домашнего задания.
  Требование к структуре урока математики по технологии деятельностного метода.    1. Релаксация Лень и плохое настроение умножим на ноль!    От улыбки хмурый день светлей

Требование к структуре урока математики по технологии деятельностного метода.

1. Релаксация

Лень и плохое настроение умножим на ноль!

От улыбки хмурый день светлей

 2. Мотивация к учебной деятельности.     Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.    Конфуций

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно. Конфуций

Чем больше я знаю, Тем больше умею.  Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится!

Чем больше я знаю,

Тем больше умею.

  • Я хороший,
  • Я всё знаю,
  • Я всё умею,
  • Я буду стараться,
  • У меня всё получится!

3. Формулирование проблемы и путей ее решения

Обязательным элементом современного урока математики является учебная проблема:

учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;

учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. 

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

невыполнимое, но сходное с предыдущими.

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;

учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

Задача 1 Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Вопросы:  - Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? - Достаточно ли знать лишь расстояние белки от дупла? Надо знать еще и направление.

Задача 1

Белка вылезла из дупла

и бегает по стволу дерева

вверх и вниз.

Вопросы:

- Что нужно знать, чтобы

определить положение

белки на дереве?

- Достаточно ли знать лишь

расстояние белки от дупла?

Надо знать еще и направление.

6 6 6 6 5 5 5 5 4 4 4 4 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1 1 1 г) а) в) б)

6

6

6

6

5

5

5

5

4

4

4

4

3

3

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

г)

а)

в)

б)

20 15 градусов тепла 10 0 15 градусов выше нуля 10 +15º,С (плюс 15º,С) 20 Опишите показания термометра 25

20

15 градусов тепла

10

0

15 градусов выше нуля

10

+15º,С (плюс 15º,С)

20

Опишите показания термометра

25

20 5 градусов мороза 10 0 5 градусов ниже нуля 10 -5 о ,С (минус 5 о ,С) 20 Опишите показания термометра 26

20

5 градусов мороза

10

0

5 градусов ниже нуля

10

-5 о ,С (минус 5 о ,С)

20

Опишите показания термометра

26

4. Принятие цели и принятие решения.   Тема урока: Цели урока:  Ввести понятия координата точки, координатная прямая , показать обозначение чисел на координатной прямой. Задачи урока:  Образовательная (формирование познавательных УУД):  - Познакомить с определением. - Сформировать умениям и навыки, необходимые для применения в практической деятельности. Развивающие (формирование регулятивных УУД):  - Развитие умственных операций (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез). - Развитие умений организации учебного труда. Воспитательные (коммуникативные и личностные):  - Воспитание настойчивости в достижении цели. - Воспитание ответственного отношения к учёбе. Воспитание взаимопомощи, культуры общения. привитие навыков самостоятельной и групповой работы

4. Принятие цели и принятие решения.

Тема урока:

Цели урока: Ввести понятия координата точки, координатная прямая , показать обозначение чисел на координатной прямой.

Задачи урока: Образовательная (формирование познавательных УУД):

- Познакомить с определением.

- Сформировать умениям и навыки, необходимые для применения в практической деятельности.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- Развитие умственных операций (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез).

- Развитие умений организации учебного труда.

Воспитательные (коммуникативные и личностные):

- Воспитание настойчивости в достижении цели.

- Воспитание ответственного отношения к учёбе.

  • Воспитание взаимопомощи, культуры общения.
  • привитие навыков самостоятельной и групповой работы

Планируемые результаты:

- предметные:

Сформировать у учащихся представление о координате точки, координатной прямой, положительных и отрицательных числах, познакомить учащихся с фактами из истории появления отрицательных и положительных чисел.

- метапредметные:

познавательные УУД: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;

- личностные :

потребность в справедливом оценивании своей работы, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

 Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе. Я хочу узнать о новых … Я хочу научиться записывать … Я хочу узнать, где применяются … Я хочу научиться отмечать на …

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

Я хочу узнать о новых …

Я хочу научиться записывать …

Я хочу узнать, где применяются …

Я хочу научиться отмечать на …

 + координатную прямую  можно изобразить не только горизонтальной, но и вертикальной. Например: , термометр: начало отсчета соответствует температуре таяния льда 0 о С. При 100 о С вода закипает.

+

координатную прямую можно изобразить не только горизонтальной, но и вертикальной.

Например: ,

термометр:

начало отсчета соответствует температуре таяния льда 0 о С. При 100 о С вода закипает.

Пример 2:  Урок по теме

Пример 2:  Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна. 

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 900 0 , 1200 0 , 600 0 .

Побуждающий диалог.

Учитель : - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик : - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель:  - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик:  - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

Для проверки гипотез, вывода формул я использую исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Продумать «изюминку» урока Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут

Продумать «изюминку» урока

  • Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут
Представь,   что модуль – это баня, а знак «минус» - грязь.  Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым.  В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.

Представь,

что модуль – это баня, а знак «минус» - грязь.

Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым.

В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.

Подведение итогов урока  Конец урока предвещает постановку домашнего задания. Однако способы окончания урока также полезно разнообразить: ∙ путем подведения итогов; ∙ ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями; ∙ привлечения исторических сведений; ∙ выполнения игровых упражнений; ∙ решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему.      Интеллектуальная игра. Найти периметр и площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата 4 см (  3) . Диаметр самого большого блина испечённого в России, равен 2 метра. Найдите площадь блина?

Подведение итогов урока

Конец урока предвещает постановку домашнего задания. Однако способы окончания урока также полезно разнообразить:

∙ путем подведения итогов;

∙ ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями;

∙ привлечения исторических сведений;

∙ выполнения игровых упражнений;

∙ решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему.

 

 

Интеллектуальная игра.

Найти периметр и площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата 4 см (  3) .

Диаметр самого большого блина

испечённого в России, равен 2 метра.

Найдите площадь блина?

Рефлексия урока Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока) Итоговая рефлексия (в конце урока)

Рефлексия урока

  • Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока)
  • Итоговая рефлексия (в конце урока)
Способы рефлексии: Рефлексия «Классическая»   Рефлексия «Трактат»  Каковы ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться? Каким образом вы преодолевали эти трудности? Чему вы научились? Что вам удалось больше всего при изучении темы? Что не получилось и почему? Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы? Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В нём вы опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам и удалось решить проблемы и достигнуть результаты. Какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок? Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем?

Способы рефлексии:

Рефлексия «Классическая»

Рефлексия «Трактат»

  • Каковы ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?
  • Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться?
  • Каким образом вы преодолевали эти трудности?
  • Чему вы научились?
  • Что вам удалось больше всего при изучении темы?
  • Что не получилось и почему?
  • Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы?
  • Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В нём вы опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам и удалось решить проблемы и достигнуть результаты. Какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок? Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем?
«Лесенка достижений» Сегодня на уроке я научился… Мне было интересно.. Мне было трудно… Я понял, что координата… Я почувствовал, что… Больше всего мне понравилось… Я знаю, что любое положительное число…. Я знаю, что любое отрицательное число…. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

«Лесенка достижений»

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Мне было интересно..
  • Мне было трудно…
  • Я понял, что координата…
  • Я почувствовал, что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я знаю, что любое положительное число….
  • Я знаю, что любое отрицательное число….
  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Еще одно требование к уроку математики: формирование системы ценностных ориентаций

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.

На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.

Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности.

Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.

Деятельность школьников на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России. В качестве примера приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму чисел от 1 до 100. Попробуйте сосчитать устно.

И далее идет рассказ об учителе (дополнительное домашнее задание повышенного уровня сложности), подготовлен учащимися.

На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.

Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики.

  • Скажите, кто назвал эту науку математикой?

Из сообщений учащихся: Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. - 490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.

Два с половиной тысячелетия прошло с момента смерти ученого, философа, музыканта, спортсмена, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:

  • Статую красит вид, а человека – деяние его.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
 Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Например. Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену? — Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? ( Ответы детей) - Представьте, что Вы- мастер. Сформулируйте обращение к ученикам, в котором дайте обоснование необходимости учения. «Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.»

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

Например.

Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

( Ответы детей)

- Представьте, что Вы- мастер. Сформулируйте обращение к ученикам, в котором дайте обоснование необходимости учения.

«Да, в каждом деле необходимо умение.

А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.»

Задача. В классе 20 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?

А ведь в школе не один класс и школа не одна в районе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость?

Организация проектной деятельности

Темы проектов, посвященных Мазановскому району:

  • История появления нашего района в задачах(1 группа)
  • Памятники нашего района (2 группа)
  • Мазановский район – живой памятник нашей победы ( Великая Отечественная война в задачах по математике) (3 группа).
  • Природа в нашем районе в цифрах и фактах (4 группа)

Темы проектов:

Роль процентов в жизни человека

Из истории возникновения процентов

Положительные и отрицательные числа в нашей жизни

История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках

Координаты в различных профессиях

Путешествие в будущее «Встреча с координатами»

Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость»

Загадочное числи Пи

 

Ученические презентации Подготовил: Сердобинцев Дмитрий  5а класс Подготовил: Двининидзе Степан учащийся 5а класса МОБУ Увальская СОШ Появление десятичных дробей Как появились дроби?  Выполнила: Таскаева Анастасия учащаяся 5 а класса МОБУ Увальская СОШ Подготовил:  Аллазов Дмитрий учащийся 5а класса  МОБУ Увальской СОШ

Ученические презентации

Подготовил: Сердобинцев Дмитрий

5а класс

Подготовил:

Двининидзе Степан

учащийся 5а класса

МОБУ Увальская СОШ

Появление десятичных дробей

Как появились дроби?

Выполнила:

Таскаева Анастасия

учащаяся 5 а класса

МОБУ Увальская СОШ

Подготовил:

Аллазов Дмитрий

учащийся 5а класса

МОБУ Увальской СОШ

Результаты успеваемости

Результаты успеваемости

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах Учебный год Количество участников  район 2015 - 2016 Призовые места - РФ, международн. 2016 - 2017 район 4+ 2 РФ, международн. 11 1(грамота за 1 место ) , сертификаты участия -

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах

Учебный год

Количество участников

район

2015 - 2016

Призовые места

-

РФ, международн.

2016 - 2017

район

4+

2

РФ, международн.

11

1(грамота за 1 место ) , сертификаты участия

-

Современный урок математики по ФГОС Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику; урок , содержащий разные виды деятельности; урок , на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей креативное мышление; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современный урок математики по ФГОС

  • Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
  • урок , содержащий разные виды деятельности;
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
              «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю учить,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».  Л. Н. Толстой   « Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».  Джон Дьюи

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю учить,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ». Л. Н. Толстой « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Требования к учителю: Точно и чётко формулирует задания Не даёт новое знание в готовом виде Не повторяет задания два раза Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам Не повторяет то, что сказали ученики Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза Подбирает комплексное задание

Требования к учителю:

  • Точно и чётко формулирует задания
  • Не даёт новое знание в готовом виде
  • Не повторяет задания два раза
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам
  • Не повторяет то, что сказали ученики
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза
  • Подбирает комплексное задание
Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»  (Дональд Д. Куинн).
  • Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»

(Дональд Д. Куинн).