Просмотр содержимого документа
«Выступление с обобщением опыта работы по теме: Хронологическая разминка на уроках истории.»
История – предмет, в котором нельзя обойтись без знания дат. Тем более, что сегодня активно внедряются в систему контроля знаний учащихся такие формы как МТДР, ВРП по предметам. В подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории также необходимо знание дат, так как практически 70 % экзаменационной работы можно выполнить зная хорошо хронологию или умело использовать эти знания при выполнении заданий. Именно поэтому изучению хронологии должно уделяться достаточно много внимания, её многократному повторению для запоминания. Я использую в работе следующие приёмы для достижения данной цели:
«Ты мне, я тебе». Любому учащемуся называется дата, которую они изучили, он должен назвать событие. Можно чередовать: называть событие, а ученик – дату.
Например:
882 г. – образование Древнерусского государства
988 г. – крещение Руси
971 г. – сражение у крепости Доростол или
Правление князя Игоря – 912-945 гг.
Крещение княгини Ольги – 957 г.
Принятие «Правды Ярославичей» - 1072 г. и.тд.
«Снежный ком». Учащиеся отвечают по порядку, сидя за партами. Я называю первую дату, как можно более раннюю и называю событие. Задача последующих учеников называть даты, как можно ближе к моей дате и также называть событие. Если ребёнок ошибается, задача других следить за верной хронологией и предложить свой вариант. Таким образом даты выстраиваются в верном порядке, и на маленький «снежок» наворачиваются последующие и получается «снежный ком».
Например:
860 г. - первый поход руссов на Константинополь
862 г. – призвание варягов
879 г. – смерть Рюрика, поход Олега на Киев
882 г. – покорение Киева Новгородом, образование Древнерусского государства
907 г. – первый поход Олега на Царьград
911 г. – второй поход Олега, подписание первого письменного договора
912 г. – начало правления Игоря
941 г. – неудачный поход Игоря на Константинополь
944 г. – второй поход Игоря. Подписание договора
945 г. – смерь Игоря в древлянской земле
957 г. – крещение Ольги и т.д.
«Найди пару». Так как не все ученики запоминают даты на слух, можно использовать следующий приём: в начале урока учитель раскладывает карточки с событиями и датами в две стопки, вызывает к доске первого ученика. Он выбирает любую карточку и отходит к центру класса. Второй ученик должен подобрать из другой группы карточек дату этого события и встать рядом. Можно усложнить задание и первому ученику необходимо ещё назвать правителя, в годы которого это событие произошло. Можно также чередовать и сначала брать дату, а другой ученик подбирает событие.
«Корзина событий». Это задание позволяет сгруппировать события одного правителя в единой целое и в последующем выполнять задания на соответствия. К доске вызывается первый учащийся, который держит в руках фото князя, царя, императора и его имя. На столе лежат даты разных событий и задача последующих учеников выбрать дату события, произошедшего в годы правления этого правителя. Так по очереди вокруг правителя собираются все даты и задача ученика «правителя» контролировать правильность подобранных дат. Задача оставшихся учеников называть событие каждой даты по очереди, и ученик, дата которого разгадана, садится обратно за парту. Можно разнообразить задание, сказать, что даты перепутались, и наша задача правильно определить правителя и назвать события.
Продолжая групповой способ работы, можно предложить ребятам образовать группу 4 человека (одна парта разворачивается к другой). Ученикам раздаётся лист с портретом правителя и его именем и список событий разных правителей. Задача учеников за одну- две минуты найти в списке события, относящиеся к своему правителю и дописать даты событий. Затем они озвучивают их вслух. Остальные учащиеся слушают и при необходимости исправляют ошибки.
Конечно же данная работа возможна при первичном запоминании и заучивании дат. Для этого я использую в работе словарь дат и терминов, которые учащиеся заполняют по мере изучения материала. Даты подчёркиваем, термины после каждого параграфа. Задача ученика выписать их к следующему уроку и выучить. В этом случае ученик включает разные виды памяти, ему проще готовиться к проверочным работам, диктантам. Также учебник в конце года уч-ся сдают. А словарь остается и продолжается в следующем году. Учитель систематически проверяет его, 1 раз в четверть оценивает его ведение.
Диктанты проводятся регулярно, с использованием разных типов заданий:
1._____________ - искусство управлять государством.
2. Гривна - ______________________________________________.
3. ________ - высший слой общества на Руси, _________________________________________________________.
4. Соотнеси даты и события:
1. 1036 г. | А. Битва на р. Калка |
2. 972-980 гг. | Б. разгром печенегов Ярославом Мудрым |
3. 1223 г. | В. Образование Древнерусского гос-ва |
4. 882 г. | Г. первая междоусобица на Руси |