СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной системы образо­вания является не столько освоение учащимися кон­кретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности УУД, обе­спечивающих компетенцию «научить учиться». От ны­нешних учеников требуется умение на рефлексивной ос­нове управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навы­ками самоконтроля и самооценки. Компетентность уче­ника дополняется навыками организационной, конструк­тивной, коммуникативной деятельности. Становиться понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу со­держания деятельности учителя составляют три взаимос­вязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока биологии в условиях реализации ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

учителя биологии МКОУ «Богучарская СОШ № 1» Караповской О.С.

на педагогическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающего освоение новых образовательных стандартов»


Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образо­вания является не столько освоение учащимися кон­кретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности УУД, обе­спечивающих компетенцию «научить учиться». От ны­нешних учеников требуется умение на рефлексивной ос­нове управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навы­ками самоконтроля и самооценки. Компетентность уче­ника дополняется навыками организационной, конструк­тивной, коммуникативной деятельности. Становиться понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу со­держания деятельности учителя составляют три взаимос­вязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Первый этап урока — целеполагание. Целепола­гание входит в состав регулятивных УУД, которые необ­ходимо развивать у ученика. Этап целеполагания зани­мает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные из­менения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в про­цесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осоз­наёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и це­ленаправленной. Именно на данном этапе урока возни­кает внутренняя мотивация ученика на активную, деятель­ностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

В личностно-ориентированном обучении целепола­гание проходит через весь процесс образования, вы­полняя в нём функции мотивации деятельности обуча­ющихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Поэтому цели должны быть: по­нятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, при­ёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятель­ность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

1 Создание проблемной ситуации

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он об­наружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, бу­дучи реально объективной, для него выступит как субъ­ективная. Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. На уроке биологии в 6 классе на тему «Ды­хание животных» вспоминаем, как осуществляется газо­обмен у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания о дыхании растений, необходимые для изу­чения новой темы. Создаю проблему» Как осуществля­ется газообмен у животных?» Далее учащиеся продумы­вают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке. Определяют цель урока.

2 Работа над понятием

Учащимся 6 класса предлагается для зрительного вос­приятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение, пи­щеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает за­труднение (так как с этим процессом они не знакомы). Это и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят опре­деление в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.

3 Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведётся бе­седа, направленная на обобщение, конкретизацию, ло­гику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём уча­щиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставиться цель. Например, при изучении темы «Передвижение ве­ществ у растений» зачитываю задание, которое учит по­нимать мир и работать с информацией учебника биологии. Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев изме­нили цвет. Что это доказывает?» Ставится цель урока.

4 Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Называется тема урока и предлагается учащимся сфор­мулировать цель с помощью опорных глаголов. На уроке можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели. Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни». Используемые гла­голы в данной теме:

  1. сравнить, чем отличается живой организм от не­живого?, чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

  2. доказать что обмен веществ — главный признак жизни.

  3. изучить процесс обмена веществ.

  4. уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.


Если целеполагание в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые учащиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели.


Литература:

  1. Голубчикова, М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. Учеб. Пособие \ Голубчикова М. Г. — Изд. 4‑е, дополни перераб. — Иркутск.

  2. Хуторской, А. В. современная дидактика (Текст); монография Косогова А. С. — Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2001–178с

  3. http;//mc-krkam. edusite. ru Целеполагание на уроке.

  4. http;// www.modernstudy.ru / pdds-296–3html Технологическая карта — одно из средств эвретического обу­чения.

  5. http;// www.qimnazy161.ru / Формирование навыка целеполагания.



Рефлексия как этап современного урока

В настоящее время все более актуальным в образова­тельном процессе становится использование в обу­чении приемов и методов, которые формируют умения са­мостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умо­заключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные дей­ствия, обеспечивающие способность к организации само­стоятельной учебной деятельности, то есть современный урок — это развивающий урок. Один из принципов раз­вивающего обучения — принцип активности и сознатель­ности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие яв­ляется осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап реф­лексии.

Рефлексия — размышление о своем внутреннем со­стоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. тол­ковый словарь русского языка). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулиро­вать получаемые результаты, переопределить цели даль­нейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия способствует развитию трёх важных ка­честв человека, которые потребуются ему в xxi в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам де­лает свой собственный выбор, определяет меру актив­ности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. в случаеошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эф­фективно

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осущест­вляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной чет­верти, года и т. п. При выборе того или иного вида реф­лексии нужно учитывать цель урока, содержание и труд­ности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучаю­щихся.

Приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состо­яния

  1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ кар­точек с изображением трех лиц: веселого, грустного, ней­трального.

  2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раз­даются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понрави­лось, — голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и сол­нышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настро­ение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разо­брался…»; «Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»; «После урока мне за­хотелось…»; «Я мечтаю о…»;

«Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было инте­ресно…»; «Было трудно…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я почувствовал, что…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т. п.

«Каким было общение на уроке?..

...занимательным — познавательным — инте­ресным — игровым — необычным — скучным

...радостным — дружелюбным


3. Рефлексия содержания учебного предмета

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю органоиды растительной клетки.

  2. Я могу определить органоиды у любой расти­тельной клетки.

  3. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.

  4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

  5. Я понял причину своих ошибок (если они были).

  6. Я сегодня был активным на уроке.

  7. Я сегодня был внимательным на уроке.

  8. Я сам открыл новое знание.

  9. Я доволен своей работой на уроке


  1. Прием «Синквэйн»

Правила написания синквэйна:
1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.      Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

  1. Прием «Кластер»

  1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

  2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.

  3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

  1. Прием «Перепутанная мозаика»

Необходимо соотнести системы органов и выполняемыми функциями.

Цель данного приема: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

  1. Прием «Слепое письмо», когда необходимо вставить пропущенные слова в тексте.

Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.

  1. Прием «Таблица вопросов»

Цель данного приема: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы.

6. Прием «Верите ли вы, что…»( верные и неверные утверждения)


Обучение рефлексии можно условно разделить на сле­дующие этапы:

1 этап — анализ своего настроения; анализ своих успехов

2 этап — анализ работы одноклассников

3 этап — анализ работы группы как своей, так и других.

Таким образом, эти этапы урока — это совместная де­ятельность учащихся и учителя, позволяющая совершен­ствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым. Конечная цель рефлексии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

Безусловно, рефлексия является обязательным усло­вием саморазвития не только ученика, но и учителя.


Литература:

  1. Годник, С. М. «Страницы современной педагогики» М. изд. Просвещение 1998 г.

  2. Орехова, Т. Ф. «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического про­цесса в системе современного общего образования» Москва изд. Просвещение 2012 г.

  3. Осипова, А. В. «Использование теоретического наследия Ю. А. Конаржевского в практике современной школы». Волгоград изд. Учитель 2010 г.