ВЫСТУПЛЕНИЕ
учителя биологии МКОУ «Богучарская СОШ № 1» Караповской О.С.
на педагогическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающего освоение новых образовательных стандартов»
Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». От нынешних учеников требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становиться понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Первый этап урока — целеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных УУД, которые необходимо развивать у ученика. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознаёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Поэтому цели должны быть: понятны, осознаны, реальны, достижимы. В реализации данный этап не прост, требует продуманных средств, приёмов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
1 Создание проблемной ситуации
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приёмы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. На уроке биологии в 6 классе на тему «Дыхание животных» вспоминаем, как осуществляется газообмен у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания о дыхании растений, необходимые для изучения новой темы. Создаю проблему» Как осуществляется газообмен у животных?» Далее учащиеся продумывают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке. Определяют цель урока.
2 Работа над понятием
Учащимся 6 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение, пищеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы). Это и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят определение в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.
3 Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставиться цель. Например, при изучении темы «Передвижение веществ у растений» зачитываю задание, которое учит понимать мир и работать с информацией учебника биологии. Текст задания: «В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина (проводящие пучки этого растения видны на просвет), некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает?» Ставится цель урока.
4 Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Называется тема урока и предлагается учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. На уроке можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели. Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни». Используемые глаголы в данной теме:
сравнить, чем отличается живой организм от неживого?, чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
доказать что обмен веществ — главный признак жизни.
изучить процесс обмена веществ.
уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.
Если целеполагание в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые учащиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Литература:
Голубчикова, М. Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению. Учеб. Пособие \ Голубчикова М. Г. — Изд. 4‑е, дополни перераб. — Иркутск.
Хуторской, А. В. современная дидактика (Текст); монография Косогова А. С. — Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2001–178с
http;//mc-krkam. edusite. ru Целеполагание на уроке.
http;// www.modernstudy.ru / pdds-296–3html Технологическая карта — одно из средств эвретического обучения.
http;// www.qimnazy161.ru / Формирование навыка целеполагания.
Рефлексия как этап современного урока
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок — это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в xxi в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. в случаеошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»; «После урока мне захотелось…»; «Я мечтаю о…»;
«Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было интересно…»; «Было трудно…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я почувствовал, что…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т. п.
«Каким было общение на уроке?..
...занимательным — познавательным — интересным — игровым — необычным — скучным
...радостным — дружелюбным
3. Рефлексия содержания учебного предмета
Карточка для рефлексии.
Я знаю органоиды растительной клетки.
Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.
Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
В самостоятельной работе у меня были ошибки.
Я понял причину своих ошибок (если они были).
Я сегодня был активным на уроке.
Я сегодня был внимательным на уроке.
Я сам открыл новое знание.
Я доволен своей работой на уроке
Прием «Синквэйн»
Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Прием «Кластер»
Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
Прием «Перепутанная мозаика»
Необходимо соотнести системы органов и выполняемыми функциями.
Цель данного приема: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Прием «Слепое письмо», когда необходимо вставить пропущенные слова в тексте.
Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Прием «Таблица вопросов»
Цель данного приема: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы.
6. Прием «Верите ли вы, что…»( верные и неверные утверждения)
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап — анализ своего настроения; анализ своих успехов
2 этап — анализ работы одноклассников
3 этап — анализ работы группы как своей, так и других.
Таким образом, эти этапы урока — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым. Конечная цель рефлексии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Литература:
Годник, С. М. «Страницы современной педагогики» М. изд. Просвещение 1998 г.
Орехова, Т. Ф. «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования» Москва изд. Просвещение 2012 г.
Осипова, А. В. «Использование теоретического наследия Ю. А. Конаржевского в практике современной школы». Волгоград изд. Учитель 2010 г.