Вызов времени-смешанное обучение:плюсы и минусы
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом-к-лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Смешанное обучение, как и любая другая инновационная технология требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. В отличие от классно-урочной системы, где основное время затрачивается на формирование учебных навыков и установление дисциплины, при использовании смешанного обучения основной упор делается на формирование навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций.
Система смешанного обучения состоит из взаимодействия с учителем и работы с помощью цифровых технологий. В этом подходе, как и при обычном обучении, задача учителя не только в том, чтобы донести до учащихся материал, смысл конкретной главы и основную идею произведения, но и развивать неспециализированные навыки (soft skills), к которым относятся критическое мышление, умение работать в команде, креативность и т.д Виртуальное пространство организуется с помощью компьютерных технологий на базе цифровой платформы. Предполагается аналогичная работа в классе, когда при аудиторной форме занятий обучение осуществляется с помощью онлайн-ресурсов. Например, ученики решают тесты по предмету в компьютерном классе.
Плюсы смешанного обучения
больше информации. Появляется возможность с помощью компьютерных технологий расширить учебный план и заложить в определённый курс больше данных: дополнительную литературу, специальные блоки для тех, кто освоил базовые, и так далее. Те дети, которым особенно интересна какая-то тема, могут изучать её углублённо. К тому же, благодаря онлайн-платформам затрачивается меньше ресурсов на рутинные действия, например, выдачу и проверку домашнего задания, тестовых заданий, поэтому остаётся больше времени на работу с учащимися.
мультисенсорность. Благодаря использованию разных типов информации — вербальной (текст), аудиальной (звук), визуальной (видеозаписи и картинки) — удаётся более наглядно и быстро объяснять материал.
интерактивность. С помощью новых технологий удаётся добиться большей вовлечённости ученика (например, игры и симуляторы, инструменты для создания собственных проектов). Это в свою очередь развивает интерес к познанию вообще и конкретному предмету в частности.
учитываются разные потребности. Это значит, что такое обучение подходит и тем, кому необходим контакт с учителем, и тем, кто предпочитает заниматься самостоятельно, а также помогает в работе с детьми с ОВЗ.
устраняются пробелы в знаниях. Часто при классическом обучении возникает проблемная ситуация: ребёнок из-за отсутствия на уроке или по причине психологических особенностей не может сосредоточиться и пропускает важную информацию, поэтому не усваивает её должным образом. Специально разработанные онлайн-программы помогают избежать последствий: ученик с лёгкостью может пройти тему самостоятельно или перечитать краткий конспект урока. Также есть возможность повторно изучить материал или сделать несколько похожих заданий, что позволяет закрепить успех.
непрерывность. Смешанное обучение предполагает постоянный доступ к образовательным ресурсам. Ребёнок может позаниматься вечером, на выходных или в любое удобное для него время. Таким образом, он меньше ограничен рамками традиционного обучения.
видимый прогресс. С помощью онлайн-платформ можно легко отслеживать результаты и успехи учеников, что не только удобно учителям и родителям, но и полезно самим детям. Так они могут более эффективно планировать своё время, точно зная, сколько заданий осталось. Также это помогает учащимся чувствовать себя увереннее, поскольку они видят свой прогресс.
подходит для разных уровней. При работе в классе учитель обычно ориентируется на «средних» учеников, из-за чего и отстающие, и одарённые дети страдают, так как первые не успевают за остальными, а вторым, наоборот, становится скучно. Этот разрыв удаётся нивелировать за счёт использования компьютерных технологий и самообучения, потому что первая группа может много раз повторять однотипный материал, а вторые могут уйти вперёд, не дожидаясь одноклассников.
индивидуальность. Использование электронных ресурсов позволяет ребёнку самостоятельно выбирать образовательную траекторию и следовать своим собственным интересам во время обучения, углублённо изучая предметы, которые ему нравятся.
снижение затрат. Смешанное обучение является более экономичным вариантом для образовательной организации, поскольку снижает количество классных часов, зачастую устраняет необходимость в аудиториях, а также в печатных ресурсах. Кроме того, электронные курсы можно модернизировать в самые короткие сроки, что просто невозможно для классических программ обучения или требует больших финансовых вложений.
Минусы смешанного обучения, и как их преодолеть
Однако существуют и определённые недостатки, которые сопровождают этот инновационный метод обучения. Рассмотрим, как можно решить проблемы.
Проблема: необходима компьютерная грамотность. Если ребёнок не понимает, как пользоваться технологиями, он не сможет учиться, сложнее всего приходится младшим школьникам.
Решение: с начальной школы необходимо учить детей пользоваться компьютером, интернетом, а также проводить специальные тренинги, на которых учителя будут объяснять и показывать, как работать на конкретной платформе.
Проблема: при низкой мотивации обучение невозможно. Некоторые дети просто не любят и не хотят учиться, однако при классической модели образования они вынуждены посещать аудиторные занятия, поэтому усваивают хотя бы часть материала.
Решение: необходимо мотивировать учащихся заниматься самостоятельно. Можно придумать специальную систему поощрений за достижения. Следует объяснить все преимущества такого метода, например можно провести семинар до внедрения смешанного обучения, чтобы показать ребятам, как оно работает в игровой форме.
Таким образом, смешанное обучение — перспективная технология, которая при добросовестном подходе помогает добиться хороших результатов и решить многие проблемы очного образования. Это крайне актуально сегодня, когда дети растут в постоянном информационном потоке. С помощью него можно достичь большей вовлеченности учеников, закладывать больше информации в определённые модули, развивать в учениках самостоятельность и учитывать возможности и желания разных типов детей и психологические особенности учащихся.
Литература
1.Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению МГППУ [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/XC88p0T1EFc
2.Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
3.Кондакова М.Л. Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 29 мая 2013.
4.Яндекс Учебник, [Электронный ресурс]: https://education.yandex.ru/uchitel