Единый методический день «Вызовы современного образования»
Научно-практический семинар
учителей изобразительного искусства
Шпаковского муниципалитета
«Современный урок изобразительного искусства: требования, проблемы, инновационный подход»
Дата проведения: _30 марта 2022г.
Форма проведения: очная МБОУ СОШ № 24
Руководитель ШМО МО учителей ИЗО: Съедина Н.Н .
План работы семинара
1. Выступление с элементами представления собственного опыта работы по теме: «Современный урок изобразительного искусства: требования, проблемы, инновационный подход»
МБОУ СОШ № 4 Корнилов Олег Петрович.
2. Выступление по теме: «Проектная деятельность в практике преподавания изобразительного искусства»
МКОУ СОШ № 14 Жердева Анастасия Витальевна.
3 . Мастер – класс: «Игровые технологии, как возможность привития интереса к предмету ИЗО и повышения качества обучения»
МБОУ НОШ № 22. Кучер Людмила Алексеевна.
4. Мастер – класс по созданию паспарту для оформления творческих работ учащихся.
МКОУ СОШ № 30. Горбова Ольга Андреевна.
5. Обсуждение вопросов ФГОС третьего поколения.
МБОУ НОШ № 24. Съедина Н. Н.,
6. Организационные вопросы
Съедина Н. Н., руководитель РМО ИЗО
Новые образовательные стандарты НОО и ООО:
обзор изменений
НОО- начальное общее образование
ООО- основное общее образование
Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: в документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет
школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике.
Распределение количества часов на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в примерном недельном учебном плане
Предметная область «Искусство»
Учебный предмет
количество учебных
Классы
I
количество учебных
«Изобразительное искусство»
1
часов в неделю
II
часов в уч. году
34
III
1
IV
34
1
34
V
1
34
VI
1
35
VI
VII
1
1
35
II
35
1
35
Рабочая программа предусматривает возможность изучения курса
«Изобразительное искусство» в объеме 35 часов в год (1 учебный час в неделю)
Перечень учебников, допущенных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего образования
№ п/п
Учебник
1
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Богатырев Я.М. Изобразительное
2
Издательство
3
искусство: 1–3 классы
Акционерное общество «Издательство
Кузин В.С., Богатырев Я.М.
4
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Изобразительное искусство: 4 класс
«Просвещение»
5
Изобразительное искусство: 1–4 классы
Акционерное общество «Издательство
Сокольникова Н.М. Изобразительное
6
Данилова Г.И. Искусство: 5–9 классы
Акционерное общество «Издательство
искусство (в 2 частях): 1–4 классы.
«Просвещение»
«Просвещение»
Акционерное общество «Издательство
Ермолинская Е.А., Медведкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 5–7 классы
7
«Просвещение»
Акционерное общество «Издательство
8
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. Изобразительное
«Просвещение»
Акционерное общество «Издательство
искусство: 5–8 классы
9
Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.
Ермолин А.А. Искусство. Основы
«Просвещение»
Акционерное общество «Издательство
Искусство. Основы инфографики: 5–7 классы
«Просвещение»
инфографики: 8–9 классы
Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
это не весь перечень допустимых УМК
ФГОС 3 поколения нацелены на рабочие программы и имеют некоторые изменения о них и поговорим.
Можно выделить несколько позитивных моментов:
Повышается прозрачность системы образования , за что все мы бьемся уже долгое время.
Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей.
Качество образования повысится за счет единства содержания.
Достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
Определена система требований к тому, как должна
реализовываться образовательная программа,
это позволяет создать равные возможности
для того, чтобы ребята получили качественное
образование.
Финансовая грамотность.
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научно-
технического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивные
программы, формирующие патриотическое
воспитание».
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимого на освоение каждой темы.
Как было
Как стало
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.
Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.
Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО)
Требования к рабочим программам
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий
Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы.
Содержание календарного плана воспитательной работы
Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО)
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах
Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО)
Требования к результатам освоения программы
Требований было меньше
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО)
Требования к пояснительной записке
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО
Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. Это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО)
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать ( п. 33.1 ФГОС ООО)
Объем часов аудиторной нагрузки
ФГОС НОО: 2904 – минимум,
3345 – максимум
ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО
(п. 32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО: 5267 – минимум,
1350 часов
6020 – максимум
ФГОС ООО: 5058 – минимум, 5549 – максимум
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)
(п. 33.1 ФГОС ООО)
Требования к структуре содержательного раздела ООП
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы
На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГОС ООО)
Особенности обучения детей с ОВЗ
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для умственно отсталых
ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя применять на уровне ООО . Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО)
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Настолько подробных норм не было
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО)
Деление учеников на группы
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному : с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п.20 ФГОС НОО, п.20 ФГОС ООО)
Требования к программе формирования универсальных учебных действий
Требований и норм было больше
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)
Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО).
Информационно-образовательная среда
Для ООО модульная структура также стала возможной , а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)
Оснащение кабинетов
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой
Обеспечение учебниками
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)
Психолого-педагогические условия
Требований было меньше
В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)
Повышение квалификации
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года
Исключили норму , по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)
Частные школы
Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. При этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета
Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО)
Научные и учебные издания
- Данилова Г.И. Искусство: 5–9 классы: Учебники. – М.: Акционерное общество
- «Издательство «Просвещение».
- Ермолинская Е. А., Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019.
- Игнатьев С., Ломов С., Кармазина М. Изобразительное искусство 5-7 класс. Учебники в 2-х частях. – М.: Дрофа, 2019.
- Игнатьев С., Ломов С., Кармазина М. Изобразительное искусство 8-9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2019.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1-4 класс. Учебники. –
- М.: Дрофа, 2019.
- Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла: Методическое пособие. – Астана, 2013.
- Питерских А. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2014.
- Погодин С. В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепции трансформируемых эстетических архетипов: монография. – М.: Флинта, 2017.
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. 1-4 класс. – М.: Дрофа, 2019.
- Ульянова Н. С. Рабочая программа к УМК Неменского. – М.: «Вако» 2019.
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ catalog/teacher
- «Искусство». Изд. дом «Первое сентября». [Электронный ресурс] Режим доступа://art.festival.1september.ru.
- Комплекс уроков по ФГОС: Музыка, ИЗО, МХК, Искусство. –
http ://комплексуроков.рф/