СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие человека и окружающей среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие человека и окружающей среды»


Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Тема: Взаимодействие человека, общества и окружающей среды, экологические связи

Цели. Расширение знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду, формирование экологической культуры младших школьников, ответственного отношения к окружающей среде; понимание целостности природы и взаимодействия всех её компонентов; привлечение внимания учащихся к проблемам экологии. Поиск путей решения проблемы «Окружающий мир. Человек».

Развитие познавательного интереса детей, навыков и умений исследовательской работы и творческой активности, опыта и навыков самостоятельной работы,

Воспитывать бережное отношение к природе, культуру взаимоотношений со сверстниками, взаимодействие в группе в сфере познавательной учебной деятельности. Способствовать формированию межличностных отношений в сотрудничестве, стремлению помогать друг другу.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, карта, подарки, стенгазеты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

II. Актуализация знаний. 1. Составление слова «экология».

Составить слово из букв на карточках. – Что такое экология? (Ответы учащихся)

2. Уточнение лексического значения слова

- Выберите правильное определение. (Слайд 1)

Оценки за более точное определение.


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Слушание рассказа.

- Прослушайте рассказ. О ком и о чём в нем повествуется?

- Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, жить с любовью? Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребёнка. Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но его разум, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал уничтожать растения, животных, разрывать мои недра, заполнять прозрачные воды ядами, перекрывать их плотинами, душить вредными газами, ранить атомными взрывами. Неужели я создала и вскормила собственного губителя?


- О ком и о чём в нем повествуется?

-Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(ответы детей).

- О каких проблемах мы будем с вами вести разговор? - С чего начинается экологическая цепочка?


IV. Обобщение и систематизация знаний.


1. Викторина «Узнай растение».


– Команде задается вопрос, Отгадать, определить к какому сообществу относится растение.

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Чем больше колец, тем старше жилец.(дерево)

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна, пихта, кедр, туя). Почему?

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).

Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Какую траву даже слепые знают?(крапива)

Из какого дерева делают спички?(осина)


2. Определение экологической проблемы. Составление экологической цепочки.

Мини-спектакль. «Сова».В. В. Бианки


-Какая экологическая проблема показана в сказке. Составьте экологическую цепочку, обоснуйте ответ.

Оценки за более точный ответ.


3. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Какие непременные условия соблюдаются в экологической цепочке?

  • Соберите картинку. Как этих зверей называют в народе? Почему? Каждое животное ввести в экологическую цепочку. Обосновать ответ.


а) косой (заяц)

б) сохатый (лось)

в) серый (волк)

г) рыжая (лиса)

д) косолапый (медведь)

Оценки за более точный ответ.


  • Экологическая сказка «Там, где нет песен, – желудей не бывает»

Установить, какую роль выполняет экологическое равновесие.

В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»

Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит – сила появится. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится… Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась Свинья желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к Родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к Дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.

– Дуб, где же твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.

– У речки спроси.

– А при чем тут речка?

– Она пересыхает, и моим корням нечего пить.

– А при чем тут корни?

– Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут.

Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке.

– Эй, речка! Ты чего это пересыхаешь?

– Кто-то Родничок завалил.

– А при чем тут Родничок?

– Я из него вытекаю.

И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.

Учитель. Чему учит нас эта экологическая сказка?

Ученики. Тот, кто обижает и губит природу, – губит и обижает прежде всего себя. Так случилось и с Очень Дикой Свиньей. В природе все связано между собой: родничок питал речку, которая давала влагу дубу, а дуб кормил желудями свинью и других животных. Когда погиб родничок, то многие животные остались без пищи – любимых желудей.

Оценки за более точный ответ.


4.Воспроизведение на новом уровне. (Слайды 2-14) Просмотр презентации. «Экологические проблемы в России»

- В жизни встречаются подобные проблемы?

Просмотрите презентацию и напишите, о каких экологических проблемах в России вы узнали.

- Проконтролируем правильность ваших ответов. (Слайд 15-19)

- К чему приведет нарушение экологии? (Слайд 21-19)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Выявить экологическую проблему из рассказов, составленных учащимися.


6. Контроль усвоения знаний, коррекция допущенных ошибок.

  • Продолжи рассказ.


О воробьях

А в Китае однажды решили уничтожить во­робьев — за то, что они клевали зёрна на нолях. Но истребив огромное количество воробьев, китайцы заметили ,что…на по­лях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и этих самых насекомых, оберегая от них культурные растения.


О Таймыре

У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество. Через три года замети­ли:… число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами...


О кроликах

В Австралию около 150 лет назад завезли диких кро­ликов. Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножив­шись,.. они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось? В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье...


О лесе

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. И всё было бы хорошо, но пришли люди …



  • Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».


Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и в …

  • Отгадай…

Озеро Байкал

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1637 м! В нём содержится 1/5 часть сей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы ля всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные.

Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше!

К сожалению, на берегу великого озера был по­строен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испор­тить немалую часть чистейшей байкальской воды. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?


- Есть ли способы решения экологических проблем? (Слайды 31-33)


  • Конкурс «Заповедники»


Разбить на группы известные вам заповедники. Показать их на карте.

Приокско-Террасный заповедник, Баргузинский заповедник, Астраханский, Ильменский, Кавказский, Уссурийский, Воронежский, Байкало-Ленский, остров Врангеля, Коломенское, Мелихово, Сергиево-Посадский, Бородинское поле, Кижи, Царское Село, Московский Кремль.

-Какие меры принимает государство для защиты вымирающих животных и растений?

Оценки за более точный ответ.


  • Конкурс капитанов.


Презентация. «Красная книга»


  • Игра «Определи проблему»


Объясните такие экологические ситуации:

- Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы
отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве
водоёма? А на человеке?

- Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались
съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?

- Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится,
чем в старых районах со скверами и парками?

(Заслушиваются ответы детей.)


  • Конкурс. «Корректор.»

Найдите три ошибки в рассказе, который вы сейчас прочитаете.


Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются весенние работы. Убраны овощи и злаковые растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.

Оценки за более точный ответ.

V. Рефлексия.

- Какие проблемы мы должны были исследовать на уроке?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание было более интересным?

- Удалось ли нам выполнить поставленные цели?




Запасной конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ЭКОЛОГИЯ .(У каждой команды лист и карандаш).


























Анализ открытого урока учителей Чикиды И. В., Кохан Т. А.


Дата 24.12.2013 г. Класс 4 – а, 4 – в Предмет окружающий мир


Присутствовали: Совина С. Ю., зам. директора по УВР,

Тупикина Н. В., учитель нач. классов,

Гапонова Т. А., учитель нач. классов


Тема урока: «Взаимодействие человека, общества и окружающей среды, экологические связи» (совместный урок-викторина 4 – а и 4 – в классов)


Цели урока:

  • формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.

  • расширить знания обучающихся об экологии, показать важность влияния человека на экологическую обстановку;

  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;

  • развивать  познавательную активность детей,  чувство уважения к окружающему миру.

  • способствовать развитию творческих способностей, исследовательских навыков обучающихся через организацию самостоятельной работы с различными источниками информации;

  • способствовать формированию бережного отношения к природе и культуры поведения.


Успехи:

Тип урока – систематизация и обобщение знаний и умений. Нетрадиционный рок – викторина.

На уроке наблюдалось подведение итогов, изученного раздела по предмету, исследовательская работа учащихся. Дети учились систематизировать и анализировать собранный ими материал.

Учителями была проведена огромная работа по подбору заданий к викторине.

Учащиеся расширили знания о человеке, его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду.

Формировалась экологическая культура школьников, ответственное отношение к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимодействие всех ее компонентов.

Работа в группах способствовала развитию межличностных отношений в сотрудничестве, стремлении помогать друг другу, творческой активности, опыта и навыков самостоятельной работы.

На уроке использовались современные технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).


Подписи учителей, посетивших урок:

___________ Совина С. Ю., зам. директора по УВР,

___________ Тупикина Н. В., учитель нач. классов,

___________ Гапонова Т. А., учитель нач. классов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!