Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.
Тема: Взаимодействие человека, общества и окружающей среды, экологические связи
Цели. Расширение знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду, формирование экологической культуры младших школьников, ответственного отношения к окружающей среде; понимание целостности природы и взаимодействия всех её компонентов; привлечение внимания учащихся к проблемам экологии. Поиск путей решения проблемы «Окружающий мир. Человек».
Развитие познавательного интереса детей, навыков и умений исследовательской работы и творческой активности, опыта и навыков самостоятельной работы,
Воспитывать бережное отношение к природе, культуру взаимоотношений со сверстниками, взаимодействие в группе в сфере познавательной учебной деятельности. Способствовать формированию межличностных отношений в сотрудничестве, стремлению помогать друг другу.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, карта, подарки, стенгазеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
II. Актуализация знаний. 1. Составление слова «экология».
Составить слово из букв на карточках. – Что такое экология? (Ответы учащихся)
2. Уточнение лексического значения слова
- Выберите правильное определение. (Слайд 1)
Оценки за более точное определение.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Слушание рассказа.
- Прослушайте рассказ. О ком и о чём в нем повествуется?
- Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, жить с любовью? Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребёнка. Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но его разум, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал уничтожать растения, животных, разрывать мои недра, заполнять прозрачные воды ядами, перекрывать их плотинами, душить вредными газами, ранить атомными взрывами. Неужели я создала и вскормила собственного губителя?
- О ком и о чём в нем повествуется?
-Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
(ответы детей).
- О каких проблемах мы будем с вами вести разговор? - С чего начинается экологическая цепочка?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Викторина «Узнай растение».
– Команде задается вопрос, Отгадать, определить к какому сообществу относится растение.
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Чем больше колец, тем старше жилец.(дерево)
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна, пихта, кедр, туя). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Какую траву даже слепые знают?(крапива)
Из какого дерева делают спички?(осина)
2. Определение экологической проблемы. Составление экологической цепочки.
Мини-спектакль. «Сова».В. В. Бианки
-Какая экологическая проблема показана в сказке. Составьте экологическую цепочку, обоснуйте ответ.
Оценки за более точный ответ.
3. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Какие непременные условия соблюдаются в экологической цепочке?
Соберите картинку. Как этих зверей называют в народе? Почему? Каждое животное ввести в экологическую цепочку. Обосновать ответ.
а) косой (заяц)
б) сохатый (лось)
в) серый (волк)
г) рыжая (лиса)
д) косолапый (медведь)
Оценки за более точный ответ.
Экологическая сказка «Там, где нет песен, – желудей не бывает»
Установить, какую роль выполняет экологическое равновесие.
В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»
Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит – сила появится. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится… Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась Свинья желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к Родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к Дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.
– Дуб, где же твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.
– У речки спроси.
– А при чем тут речка?
– Она пересыхает, и моим корням нечего пить.
– А при чем тут корни?
– Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут.
Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке.
– Эй, речка! Ты чего это пересыхаешь?
– Кто-то Родничок завалил.
– А при чем тут Родничок?
– Я из него вытекаю.
И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.
Учитель. Чему учит нас эта экологическая сказка?
Ученики. Тот, кто обижает и губит природу, – губит и обижает прежде всего себя. Так случилось и с Очень Дикой Свиньей. В природе все связано между собой: родничок питал речку, которая давала влагу дубу, а дуб кормил желудями свинью и других животных. Когда погиб родничок, то многие животные остались без пищи – любимых желудей.
Оценки за более точный ответ.
4.Воспроизведение на новом уровне. (Слайды 2-14) Просмотр презентации. «Экологические проблемы в России»
- В жизни встречаются подобные проблемы?
Просмотрите презентацию и напишите, о каких экологических проблемах в России вы узнали.
- Проконтролируем правильность ваших ответов. (Слайд 15-19)
- К чему приведет нарушение экологии? (Слайд 21-19)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Выявить экологическую проблему из рассказов, составленных учащимися.
6. Контроль усвоения знаний, коррекция допущенных ошибок.
О воробьях
А в Китае однажды решили уничтожить воробьев — за то, что они клевали зёрна на нолях. Но истребив огромное количество воробьев, китайцы заметили ,что…на полях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и этих самых насекомых, оберегая от них культурные растения.
О Таймыре
У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество. Через три года заметили:… число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами...
О кроликах
В Австралию около 150 лет назад завезли диких кроликов. Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножившись,.. они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось? В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье...
О лесе
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. И всё было бы хорошо, но пришли люди …
Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и в …
Озеро Байкал
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1637 м! В нём содержится 1/5 часть сей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы ля всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные.
Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше!
К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?
- Есть ли способы решения экологических проблем? (Слайды 31-33)
Разбить на группы известные вам заповедники. Показать их на карте.
Приокско-Террасный заповедник, Баргузинский заповедник, Астраханский, Ильменский, Кавказский, Уссурийский, Воронежский, Байкало-Ленский, остров Врангеля, Коломенское, Мелихово, Сергиево-Посадский, Бородинское поле, Кижи, Царское Село, Московский Кремль.
-Какие меры принимает государство для защиты вымирающих животных и растений?
Оценки за более точный ответ.
Презентация. «Красная книга»
Объясните такие экологические ситуации:
- Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы
отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве
водоёма? А на человеке?
- Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались
съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?
- Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится,
чем в старых районах со скверами и парками?
(Заслушиваются ответы детей.)
Найдите три ошибки в рассказе, который вы сейчас прочитаете.
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются весенние работы. Убраны овощи и злаковые растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
Оценки за более точный ответ.
V. Рефлексия.
- Какие проблемы мы должны были исследовать на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое задание было более интересным?
- Удалось ли нам выполнить поставленные цели?
Запасной конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ЭКОЛОГИЯ .(У каждой команды лист и карандаш).
Анализ открытого урока учителей Чикиды И. В., Кохан Т. А.
Дата 24.12.2013 г. Класс 4 – а, 4 – в Предмет окружающий мир
Присутствовали: Совина С. Ю., зам. директора по УВР,
Тупикина Н. В., учитель нач. классов,
Гапонова Т. А., учитель нач. классов
Тема урока: «Взаимодействие человека, общества и окружающей среды, экологические связи» (совместный урок-викторина 4 – а и 4 – в классов)
Цели урока:
формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.
расширить знания обучающихся об экологии, показать важность влияния человека на экологическую обстановку;
познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
способствовать развитию творческих способностей, исследовательских навыков обучающихся через организацию самостоятельной работы с различными источниками информации;
способствовать формированию бережного отношения к природе и культуры поведения.
Успехи:
Тип урока – систематизация и обобщение знаний и умений. Нетрадиционный рок – викторина.
На уроке наблюдалось подведение итогов, изученного раздела по предмету, исследовательская работа учащихся. Дети учились систематизировать и анализировать собранный ими материал.
Учителями была проведена огромная работа по подбору заданий к викторине.
Учащиеся расширили знания о человеке, его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду.
Формировалась экологическая культура школьников, ответственное отношение к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимодействие всех ее компонентов.
Работа в группах способствовала развитию межличностных отношений в сотрудничестве, стремлении помогать друг другу, творческой активности, опыта и навыков самостоятельной работы.
На уроке использовались современные технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).
Подписи учителей, посетивших урок:
___________ Совина С. Ю., зам. директора по УВР,
___________ Тупикина Н. В., учитель нач. классов,
___________ Гапонова Т. А., учитель нач. классов