СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»»

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»   подготовила:  учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 32  Гронская Жанна Альбертовна

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32

Гронская Жанна Альбертовна

                                «В игре раскрывается перед детьми мир,  раскрываются творческие способности личности.  Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития»  В.А.Сухомлинский

                              

«В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития»

В.А.Сухомлинский

Актуальность данной  темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии , научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии , научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

 Именно в игре дети готовы с большим желанием преодолевать трудности.  Игра помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и, как следствие, помогает легче усваивать знание. Уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры, расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас, развивают речь; различные игровые ситуации поддерживают у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживают внимание, снимают усталость. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания.

Именно в игре дети готовы с большим желанием преодолевать трудности.

Игра помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и, как следствие, помогает легче усваивать знание. Уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры, расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас, развивают речь; различные игровые ситуации поддерживают у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживают внимание, снимают усталость. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания.

 Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться».  В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока: 1. Личностный 2. Регулятивный 3. Познавательный 4. Коммуникативный

Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться».

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:

1. Личностный

2. Регулятивный

3. Познавательный

4. Коммуникативный

Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи: 1.Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.); 2.Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД; 3.Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

1.Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);

2.Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;

3.Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;

4.Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД; 5.Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД; 6.Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.  

4.Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;

5.Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;

6.Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.

 

 Виды дидактических игр:   а) – дидактические;  б) – сюжетно-ролевые;  в) – театрализованные;  г) – подвижные;  е) – конструктивные.

Виды дидактических игр:

а) – дидактические;

б) – сюжетно-ролевые;

в) – театрализованные;

г) – подвижные;

е) – конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции: 1.  Дидактические игры  – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения. 2.  В сюжетно-ролевых играх  дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

Каждый вид игры выполняет определённые функции:

1.  Дидактические игры  – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2.  В сюжетно-ролевых играх  дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

3.  Театрализованные игры  – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик. 4.  Подвижные игры  служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения. 5. Для детей с нарушением интеллекта  конструктивные игры  служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

3.  Театрализованные игры  – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4.  Подвижные игры  служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта  конструктивные игры  служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

 Дидактическая игра является переходной формой от игры к учёбе.      Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД.

Дидактическая игра является переходной формой от игры к учёбе.

Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД.

Структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача;  игровая задача;  игровые действия;  правила игры;  результат  

Структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;

  • игровая задача;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • результат

 

Виды дидактических игр: - игры – путешествия - игры-поручения - игры-предположения - игры-загадки - игры-беседы

Виды дидактических игр:

- игры – путешествия

- игры-поручения

- игры-предположения

- игры-загадки

- игры-беседы

 Игра может быть проведена на любом этапе урока! В  начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В  середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы. В  конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности:  исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД .  

Игра может быть проведена на любом этапе урока!

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.

В конце урока игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД .

 

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий:  Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;  Доступность для учащихся данного возраста;  Умеренность в использовании игр на уроках. При умелом сочетании игровой и учебно-познавательной деятельности учитель на уроке достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.

При использовании игровых технологий обязательно соблюдение следующих условий: Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; Доступность для учащихся данного возраста; Умеренность в использовании игр на уроках.

При умелом сочетании игровой и учебно-познавательной деятельности учитель на уроке достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.

 Из личного опыта В своей практике на уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.  Это способствует повышению эффективности в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

Из личного опыта

В своей практике на уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме:

урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.

Это способствует повышению эффективности в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

 Игровые технологии на уроках русского языка  Найди «лишнее слово» Цель : развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА  БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА  КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Игровые технологии на уроках русского языка

Найди «лишнее слово»

Цель : развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания:

Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

  Дидактическая игра: «Одним словом» Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Шестьдесят минут-…(час). 2. Густой частый лес- …(чаща). 3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Дидактическая игра: «Одним словом»

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1. Шестьдесят минут-…(час).

2. Густой частый лес- …(чаща).

3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

       Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)  

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

 

 ИГРА « Замени букву»  Дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка  -печка.  ИГРА «Ребусы» Красна девица сидит в темнице, коса на улице.  Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в  Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.

ИГРА « Замени букву»

Дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка  -печка.

ИГРА «Ребусы»

Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в

Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.  Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.  Ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.   Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизации

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

  Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизации "ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и развитие их творческих способностей.

Игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

 

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!