СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности первоклассников в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра является своеобразной и характерной формой развития ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Поэтому на начальном этапе важно умело включать игровые технологии в процесс обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности первоклассников в условиях реализации ФГОС.»

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности первоклассников в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Одним словом, мы должны научить учиться наших учеников.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Прочные знания, умения и навыки формируются у младших школьников только при наличии определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности. В связи с этим возникает вопрос о том, как процесс обучения сделать ярким, увлекательным, без принуждения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае высокой мотивацией, повышением интереса к предмету.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

  • воспроизводящей деятельности;

  • исполнительской деятельности;

  • преобразовательской деятельности;

  • поисковой деятельности.

Игра активирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником, что особенно актуально в 1 классе.

На уроке-игре детям гораздо интереснее, но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе  — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Так на этапе актуализации знаний на уроке математики провожу "гимнастику для ума", игры на зрительное сравнение, игры-соревнования которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность, помогают определить тему урока и настроить на продуктивную работу.

Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.

Весь урок можно строить с использованием единого игрового сюжета: например, при изучении темы «Порядковый счёт», можно связать сюжет сказки «Репка» с математическими заданиями.

Использование таких единых сюжетов, многократно усиливает эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает активнее включится в учебный процесс. Помогает связать абстрактные знания с жизнью.

Также очень эффективно проходит  игра "Математическая эстафета" с подбором заданий по любой теме.

Часто применяю в своей практике ребусы. Мы с вами знаем, что ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Если создать ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок. В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм. Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и  с кроссвордом.

  Из набора геометрический фигур и счётных палочек ребятам я предлагаю собрать различные фигуры по теме урока и прошу рассказать  о свойствах  фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.  

Современные технологии предлагают разнообразные игровые компьютерные программы, которые особенно увлекают детей, и они готовы заниматься даже на перемене. Очень часто я использую программу «Отличник». Она помогает мне проверить знания детей, организовать индивидуальную работу с ребёнком. А также развивает у учащихся умения пользоваться компьютером для обучения. А не только для развлечения.