Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО для детей С ОВЗ
Подготовила
учитель нач.кл.
МБОУ СШ № 9, г.Вилючинск
Долгих С.В .
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В.А. Сухомлинский
Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
- Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
- На практике необходимо применяя игровые технологии, научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Характеристика познавательной сферы
В познавательной сфере исследователями выделяются:
- ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и т.д.);
- восприятие (зрительное, слуховое, осязательное);
- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
- внимание (произвольное, непроизвольное);
- память (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная);
- воображение (активно, пассивное, продуктивное, репродуктивное);
- речь (внешняя, внутренняя, письменная, устная).
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» , принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
– URL: http:минобнауки.рф/документы/2974
Две основные формы :
- инклюзивное образование
- интегрированное обучение
Приемы по активизации познавательной деятельности:
- Задачи и задания проблемного характера.
- Проблемные вопросы.
- Сталкивание мнений.
- Лженеумение, лжезатруднение.
Творческая деятельность:
- «Вопросы к автору»
- «Урок самоуправления»
- «Коллективная дискуссия»
- Разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, шарад
- Занятий по внеурочной деятельности.
- В группе продленного дня.
- В режимные моменты.
Курс «Развивай-ка»
Задачи:
1. Формирование устойчивой учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ.
2. Выработка концентрированного и устойчивого внимания, увеличение объёма внимания, усиление способности к распределению и переключению внимания.
3. Компенсация и развитие объёма, точности, мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.
4. Развитие волевой сферы, саморегуляции.
5. Развитие видов, форм и операций мышления.
6. Развитие воображения с целью привлечения его свойств к решению задач учебной деятельности.
7. Формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с одноклассниками и педагога
Игры на развитие и компенсацию познавательных процессов
Восприятие:
Внимание:
Повышение познавательных интересов
- Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия.
2. Игровые задания на коррекцию и
развитие слухового восприятия.
3. Игровые задания на коррекцию и
развитие ориентации в пространстве.
4. Игровые задания на коррекцию и
развитие межанализаторных
взаимодействий.
5.Игровые задания на коррекцию и
развитие различных видов памяти.
6.Игровые задания на коррекцию и
развитие логических приемов запоминания.
7.Игровые задания на коррекцию и
развитие логического мышления.
8.Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме.
9.Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать.
Лесная школа. Коррекционные сказки.
М. А. Панфилова.
Четыре основные темы:
Стратегия по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ.
- «Обучение в ситуации успеха»
- «Устранение монотонности учебной деятельности»
- «Ориентация на эмоциональное благополучие»
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда
Легооборудование
Применение « Лего » способствует :
- Развитию и совершенствованию высших психических функций
- Развитию у детей сенсорных представлений
- Тренировки пальцев кистей рук
- Сплочению детского коллектива
5. Конструктивная деятельность
Предметно-развивающая среда
Песочный стол Dusyma
- Пропедевтический период обучения грамоте:
- Добукварный период обучения грамоте:
- тактильные доски
- зеркало
- игры на развитие симметрии
- игры на ориентирование на плоскости
- графический диктант на песке
- рисование стрелок и линий разной направленности;
- рисование чередующихся линий;
- рисование пересекающихся линий;
- рисование орнамента-заборчика из элементов букв.
бабочка и магнит
Предметно-развивающая среда
Песочный стол Dusyma
- Букварный период обучения грамоте:
- выкладывание букв;
- письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);
- узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);
- написание буквы с помощью зеркала;
- письмо слогов, слов, коротких предложений.
Работа педагога с родителями
- выступления на родительских собраниях
- индивидуальные консультации родителей
- подбор для родителей специальной литературы
- организация и ведение Интернет-форума
« Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский