СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимодействие классных руководителей с родителями обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие классных руководителей с родителями обучающихся»»

ГОУ ЛНР «Свердловская средняя школа №7 имени художницы Екатерины Литовченко»











Выступление на педагогическом совете

«Взаимодействие классных руководителей с родителями

обучающихся»



Подготовила:

руководитель МО классных руководителей

Коробкина Светлана Сергеевна





































2024 г.





Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Приходит время, и учитель получает почетное звание «классный руководитель», получая классный коллектив, мы берем не 26 детей, а 26 детей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

Сразу скажу, что наладить отношения сразу и со всеми не получится никогда! Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Для решения таких задач, вы должны добиться, чтобы:

- родители увидели в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации;

-родители должны быть уверены, что отдают ребенка в надежные руки, где не будет оскорблений, криков, унижений.

Классный руководитель должен представлять коллектив, как единое целое, как семью, в которой не бывает чужих проблем, а только наши, общие. Он должен сформировать такой негласный треугольник «дети – родители -учитель», где каждая вершина очень значима.

Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.

С опытом классный руководитель понимает, что держать дистанцию при общении с родителями очень важно! Когда это общение переходит в формат на «ты», доказать что-то становится намного труднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе, и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.

Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

  • Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.

  •  Создание неформального коллектива родителей.

Всегда находится группа родителей готовых объединяться для выполнения разных творческих проектов (в нашей школе это «Осенняя ярмарка», «Зимние забавы»), но есть и остальные, которых трудно завлечь для помощи классу. Так вот задача классного руководителя найти каждому, пусть самое незначительное дело.

  •  Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, родительские собрания. Очень важно после проведенного мероприятия выслушать родителей, узнать их мнение.

Важные аспекты общения учителя с родителями.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  • учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;

  • начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;

  • оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;

  • учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;

  • учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

  • внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;

  • учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;

  • учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

 Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

Обычно родители, приходящие в школу, делятся на две группы:

    • Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

    • Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:

  • проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками; конфликты детей; недовольство дружбой детей.

  • проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;

  • проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,

  • проблемы активности и внимательности детей на уроках;

  • проблемы адаптации детей в школе.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.

Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.

  • Организация педагогического просвещения родителей.

Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.

Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

  • Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

  • Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

  • Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

  • Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.

  • Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии.

Индивидуальные: беседы и консультации с родителями;

Групповые: посещение праздников и подготовка к ним, ремонт кабинета.

о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями встречаются и трудности, основные из которых:

  • отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);

  • неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);

  • невыполнение родителями требований учителя,

  • низкий уровень педагогической просвещенности родителей.

  • материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка, и на общении родителей с учителем;

  • педагогическая необразованность родителей;

  • а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».



Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:

  • Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

  • Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.

  • Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.

  • Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

  • Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

  • Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.

  • Развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!