ГОУ ЛНР «Свердловская средняя школа №7 имени художницы Екатерины Литовченко»
Выступление на педагогическом совете
«Взаимодействие классных руководителей с родителями
обучающихся»
Подготовила:
руководитель МО классных руководителей
Коробкина Светлана Сергеевна
2024 г.
Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Приходит время, и учитель получает почетное звание «классный руководитель», получая классный коллектив, мы берем не 26 детей, а 26 детей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
Сразу скажу, что наладить отношения сразу и со всеми не получится никогда! Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками. Для решения таких задач, вы должны добиться, чтобы:
- родители увидели в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации;
-родители должны быть уверены, что отдают ребенка в надежные руки, где не будет оскорблений, криков, унижений.
Классный руководитель должен представлять коллектив, как единое целое, как семью, в которой не бывает чужих проблем, а только наши, общие. Он должен сформировать такой негласный треугольник «дети – родители -учитель», где каждая вершина очень значима.
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.
С опытом классный руководитель понимает, что держать дистанцию при общении с родителями очень важно! Когда это общение переходит в формат на «ты», доказать что-то становится намного труднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Значит: и родители нужны школе, и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.
Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.
Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.
Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:
Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребёнку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.
Создание неформального коллектива родителей.
Всегда находится группа родителей готовых объединяться для выполнения разных творческих проектов (в нашей школе это «Осенняя ярмарка», «Зимние забавы»), но есть и остальные, которых трудно завлечь для помощи классу. Так вот задача классного руководителя найти каждому, пусть самое незначительное дело.
Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, родительские собрания. Очень важно после проведенного мероприятия выслушать родителей, узнать их мнение.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;
начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;
оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;
учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;
учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.
Обычно родители, приходящие в школу, делятся на две группы:
Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.
Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.
Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:
проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками; конфликты детей; недовольство дружбой детей.
проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;
проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,
проблемы активности и внимательности детей на уроках;
проблемы адаптации детей в школе.
Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.
Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.
Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:
Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.
Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.
Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.
Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.
Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.
Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии.
Индивидуальные: беседы и консультации с родителями;
Групповые: посещение праздников и подготовка к ним, ремонт кабинета.
о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями встречаются и трудности, основные из которых:
отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);
неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);
невыполнение родителями требований учителя,
низкий уровень педагогической просвещенности родителей.
материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка, и на общении родителей с учителем;
педагогическая необразованность родителей;
а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:
Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.
Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.
Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.
Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.
Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.
Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.
Развивать свои способности и педагогическое мастерство.
Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек».