СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие неаллельных генов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система вопросов по теме "Взаимодействие неаллельных генов"

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие неаллельных генов»

Взаимодействие неаллельных генов.


  1. У кур встречается четыре формы гребня, обусловленные взаимодействием двух пар генов. Ген А определяет развитие розовидного гребня, ген В – гороховидного. При сочетании этих генов развивается ореховидный гребень. Птицы рецессивные по обоим генам aabb, имеют простой, листовидный гребень.

  1. Скрещена дигетерозиготная особь с ореховидным гребнем с особью, имеющий простой листовидный гребень. Какое потомство будет в первом поколении?

  2. Особь с розовидным гребнем скрещивается с особью, имеющий ореховидный гребень. В первом поколении получено по 3/8 особей с ореховидным гребнем и с розовидным; по 1/8 – с гороховидным и с простым. Определите генотип родительских особей и потомства.

  3. Скрещены особь с ореховидным и особь с простым гребнями. Потомство состояло из цыплят с ореховидным, розовым, гороховидным и простым гребнями в равном количестве (по 1/4). Определить генотип родительских особей.

  4. От скрещивания особей с розовидным и гороховидным гребнями получено в потомстве 6 цыплят с ореховидным и 5- с гороховидным гребнем. Определить генотип родителей.

  5. Скрещивание кур с ореховидными гребными с петухами, имеющими розовидные гребни, в потомстве дало 4 особи с простыми гребнями, 5 – гороховидными, 13 – с розовидными и 12 – с ореховидными гребнями. Каковы наиболее вероятные генотипы родительских особей и потомства?

  1. У душистого гороха красная окраска цветов обусловлена сочетанием двух комплементарных доминантных генов: C и P. При отсутствии одного из них или обоих пигмент не образуется и цветы остаются белыми.

  1. Скрещено белое растение CCpp с белым ccPP. Определить генотип первого поколения гибридов. Установить характер расщепления по фенотипу и генотипу в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения между собой.

  2. Цветы дигетерозиготного красного растения опылены пыльцой белого рецессивного по обеим парам аллелей. Определить характер расщепления по фенотипу в потомстве от этого скрещивания.

  1. Собаки породы кокер-спаниель при генотипе A- В- имеют черную масть, A- bb – рыжую, aaB- – коричневую, aabb – светло-желтую.

При скрещивании черных собак породы кокер-спаниель получается потомство черных мастей: 9 черных, 3 рыжих, 3 коричневых, 1 светло-желтый. Черный кокер-спаниель был скрещен со светло-желтым. От этого скрещивания в помете был светло-желтый щенок. Какое соотношение мастей в потомстве можно ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

  1. У норки известны два разных рецессивных гена p и i, каждый из которых или оба одновременно в гомозиготном состоянии обуславливают платиновую окраску меха. При наличии доминантных аллелей P и I получается дикая коричневая окраска. При каком типе скрещивания двух платиновых норок ее потомство первого поколения будет коричневым? Указать ожидаемое расщепление по фенотипу во втором поколении от скрещивания особей первого поколения между собой.

  2. У большинства породы кур ген C определяет окрашенное оперение, а его аллель c – белое. У породы леггорн имеется эпистатический ген I, подавляющий развитие пигмента даже при наличии гена C. Его аллель – ген i позволяет гену C проявить свое действие. Леггорны с генотипом IICC имеют белое оперение в связи с эпистатическим действием гена I над геном C; виандотты с генотипом iicc имеют белое оперение из-за отсутствия доминантного аллеля пигментации C.

  1. Белого леггорна скрещивали с белым виандоттом (особи гомозиготные). Определить фенотип потомства в первом и во втором поколениях по окраске оперения.

  2. Скрещивали дигетерозиготного белого леггорна с пигментированным виандоттом. Определить генотип виандотта, если в потомстве половина цыплят имела белое оперение, а половина – окрашенное.

  3. При скрещивании белых кур было получено 1680 цыплят, из них 315 окрашенных, остальные имели белое оперение. Определите генотипы белых и окрашенных цыплят.

  4. На птицеферме скрещивали белых кур с окрашенными и получили 5055 белых цыплят и 3033 окрашенных. Определите генотип родителей и потомства.

  5. От скрещивания кур белых и окрашенных кур получено 915 окрашенных и 916 белых цыплят. Определите генотип родителей и потомков.

  1. При скрещивании собак чистой линии коричневой масти с собаками чистой белой линии все многочисленное первое потомство оказалось белой масти. При скрещивании белых собак этого поколения между собой в потомстве оказалось 112 белых, 32 черных, 10 коричневых щенят. Как можно генетически объяснить эти результаты?

  2. У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян.

  1. При скрещивании двух черносемянных растений получены растения с черными и серыми семенами в отношении 3:1. определить генотипы родителей.

  2. При опылении черносемянного растения получены черносемянные, серосеменные и белосеменные растения в отношении 12:3:1.

Определить генотип исходного растения.

  1. Так называемый бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел I(O) группу крови, а мать - III(B), родилась девочка с I(O) группой крови. Она вышла замуж за мужчину со II(A) группой, у них родилось две девочки: IV(AB) и I(O) группами крови. Появление девочки с IV(AB) группой крови от матери с I(O) группой вызвало недоумение. Ученые объясняют это действием редкого рецессивного эпистатического гена, подавляющего группу крови А и В. Учитывая это, определите генотипы всех указанных лиц.

  1. Определите вероятность рождения детей с I(O) группой в семье первой дочери (с IV(AB) группой, если она выйдет замуж за такого же по генотипу мужчину).

  2. Определите вероятность группы крови у детей в семье второй дочери с I(O), если она выйдет замуж за мужчину с IV(AB) группой гетерозиготного по эпистатическому гену.

  1. У человека различия в цвете кожи обусловлены в основном двумя парами генов, которые взаимодействуют по типу полимерии:B1B1B2B2 – черная кожа, b1b1b2b2 – белая кожа. Любые три аллеля черной кожи дают темную кожу, любые два – смуглую, один – светлую.

  1. От брака смуглого мужчины и светлой женщины родились дети, из которых по 3/8 оказались смуглых и светлых и по 1/8 темных и белых. Определить генотипы родителей.

  2. Два смуглых родителя имеют черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?

  3. Могут ли, родится дети у родителей-негров? Можно ли ожидать рождения более темных детей от белых родителей; от светлых родителей; от смуглых, сходных и несходных по генотипу?

  1. Рост человека определяется взаимодействием нескольких пар полимерных генов: A1 и a1, A2 и a2, A3 и a3. Индивидуумы с генотипом a1a1a2a2a3a3 имеют самый низкий рост – 150 см, с генотипом A1A1A2A2A3A3 самый высокий – 180 см. (Каждый доминантный ген добавляет к росту 5 см.). племя людей низкого роста порабощается ордой воинов из племени, состоящего только из высоких людей. Победители убивают мужчин и женятся порабощенного племени. Как распределятся дети и внуки по росту?

  2. При скрещивании лошадей серой и рыжей масти в первом поколении все потомство оказалось серым. Во втором поколении на каждые 16 лошадей в среднем появилось 12 серых, 3 вороных 1 рыжая масть определить тип наследования масти у лошадей и установить генотипы указанных животных.

  3. У мышей рецессивный аллель а обуславливает альбинизм. Его аллель А вызывает пигментацию шерсти. Гены С и с определяют распределение пигмента вдоль волоса. При рецессивном гене с волос окрашен полностью при наличии гена А (черный цвет). При доминантном гене С окраска волос чередуется с неокрашенными участками (серый цвет) при наличии гена А. Скрещены две серые дигетерозиготные мыши. Какое расщепление по генотипу и фенотипу будет наблюдаться в потомстве?

  4. При скрещивании коричневого дога с белым все потомство белое. При разведении полученного потомства «в себе» получили 40 белых, 11 черных и 3 коричневых. Какой тип взаимодействия генов обуславливает наследование окраски шерсти у догов? Какой генотип у родителей и потомства?

  5. При скрещивании сортов перца, имеющих желтые и коричневые плоды, в первом поколении получены растения с красными плодами. При дальнейшем разведении гибридов в себе получено 322 растения, из них 182 с красными плодами, 59 – с коричневыми, 61 – с желтыми и 20 – с зелеными плодами. Запишите цитологический механизм скрещивания.

  6. У мышей ген «с» обуславливает альбинизм. Его аллель «С» вызывает пигментацию шерсти. Гены «А» и «а» обуславливают распределение пигмента таким образом, что у гомозигот по гену «а» шерсть имеет однородную черную пигментацию, а при доминантном гене «А» окраска серая. Напишите фенотипы следующих мышей: ААСС; ааСС; аасс. Каков будет результат скрещивания АаСс × аасс?

  7. При скрещивании двух белозерных растений кукурузы гибриды первого поколения имели белое зерно, при скрещивании гибридов между собой получено 130 белых семян 30 пурпурных. Определите генотип всех форм. К какому типу наследования относится этот случай?

  8. При скрещивании двух сортов флоксов с малиновыми и белыми цветами все гибриды первого поколения имели малиновые цветки. Скрещивание гибридов первого поколения между собой дало расщепление: 91 малиновых, 32 розовых, 40 белых. Как наследуется окраска цветов у флоксов? Определите генотипы родителей и потомства.

  9. При скрещивании белых и черных кроликов все потомство имело черную окраску меха. Скрещивание гибридов первого поколения между собой дало расщепление: 36 – черных, 12 – голубых, 16 – белых. Как наследуется этот признак? Определите генотипы родителей и фенотипы потомства.

  10. Лошади с генотипом ВВсс и Ввсс имеют черную масть; лошади с генотипом ввсс – имеют рыжий цвет; с генотипом ВВСС, ВВСс, ВвСс, ввСС, ввСс – серый цвет. Назовите формы взаимодействия между генами В и в, С и В, С и в. Определите какой масти будет потомство от скрещивания лошадей с генотипами ВвСс.

  11. При скрещивании зеленых попугайчиков-неразлучников между собой получено потомство из 56 зеленых, 17 желтых, 18 голубых и 6 белых. Как определяется окраска оперения у попугайчиков?

  12. Растение имеет генотип A1a1, A2A2, A3A3, A4a4, A5a5, A6A6. Какого распределения по высоте следует ожидать у потомков от самоопыления этого растения, если у гомозигот по всем шести доминантным генам высота 116 см, а у гомозигот по всем рецессивным аллелям – 50 см? Для простоты примем, что наличие любого из доминантных аллелей прибавляет рост растения на одну и ту же величину.

  13. При скрещивании кроликов «агути» с черными в первом поколении получили крольчат с окраской «агути», во втором – 68 «агути», 17 черных, 6 голубых крольчат. Объясните полученные результаты и определите генотипы родителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!