УДК 377.5
Букреева Светлана Сергеевна
преподаватель правовых дисциплин
Профессиональное образовательное учреждение
потребительской кооперации «Донецкий экономико-правовой
кооперативный техникум имени Н.П. Баллина»
г. Донецк
взаимодействие образовательной организации и семьи как ресурс формирования успешного специалиста
Аннотация. В связи с глобализацией и информатизацией общества взаимодействие семьи и образовательного учреждения приобретает новое содержание и диктует иное видение роли родителей в этом процессе. Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером учреждения образования в самореализации личности студента, активным участником образовательного процесса. Современный преподаватель должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье, которые оказывают влияние на формирование личности подростка, его образование, развитие.
Ключевые слова: обучение; образование; семья; преподаватель; студент; образовательная организация; взаимодействие; формирование.
Вводная часть. В общественном укладе семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело воспроизводство населения, рост материального благополучия страны, сохранность культуры, нравственная культура, социальное и психическое здоровье человека. Семья – основное пространство воспитания, развития человека. Именно в семье индивид постигает основы добра и зла, чести и порядочности, демократических взаимоотношений. Семья – это воспитательная колыбель человечества. Здесь он совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, политического и философского освоения мира.
Традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию подростка. Ни няня, ни преподаватель не могут дать ребёнку столько души, ласки, любви и внимания, а если нужно, то и строгости, как семья, мать. Именно мать олицетворяет для ребёнка центр Вселенной, ось мира. А многообразие телесного и словесного общения ребёнка с матерью составляет основу жизненного оптимизма. Просветитель Н. И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» отмечал, что ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и твёрже примера родителей [3, с.17].
Основная часть.
Семья – школа труда, школа жизни, школа поколений, которая может характеризоваться целой системой отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Это объясняется тем, что семья выполняет целый ряд специфических (рождение, содержание и социализация детей) и неспецифических (накопление и передача от одного поколения к другому собственности и статусов, организация производства и потребления, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого) функций. Поэтому семья – это, прежде всего, социокультурное пространство воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности.
Сущность социокультурного пространства семьи состоит в том, что это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов семейных отношений и способное выступить интегрированным условием воспитания детей, их здоровьеформирующей деятельности, социального самоопределения [2, с.152].
Поэтому если образовательное учреждение заинтересовано в доброумном воспитании и здоровьеформирующей деятельности обучаемых, то необходимо содружество с семьёй. В современном обществе взаимодействие образовательного учреждения с семьёй основано на ценностном подходе, который определяет приоритет ценностей в обучении, воспитании и здоровьеформирующей деятельности личности (признание человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства, сотрудничество, взаимопонимание, благожелательность, терпимость, способность личности к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации)
Эффективное позиционирование семьи как субъекта педагогического взаимодействия опосредовано её социокультурным пространством воспитания и здоровьеформирующей деятельности личности, которое постоянно самосовершенствуется, саморегулируется. Семья, занимая ключевое положение между социальными институтами и выполняя функцию интеграции между индивидом и социумом, выступает одним из самых активных компонентов социального конструирования и развития, поскольку не только обеспечивает воспроизводство человеческого рода с его социально-культурной преемственностью, но и является самоорганизующейся системой, способной к саморазвитию.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательного учреждения определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в образовательной организации. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:
изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
создание условий для включения родителей в деятельность образовательного учреждения как равноправных субъектов;
повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
организация родительского всеобуча;
формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Целью взаимодействия образовательного учреждения и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс путем создания специальных условий для привлечения семьи к сопровождению подростка в образовательном процессе.
Полноценные отношения между учреждением образования и родителями – это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения можно выделить три этапах [5. с.68].
Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.
На данном этапе необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в образовательном учреждении, например, работают уникальные специалисты, что педагогический коллектив участвует в интересных проектах и т.д.
Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:
- мониторинг родительских запросов и ресурсов;
- собственный «ценностный аудит».
Как правило, у каждого образовательного учреждения есть определенное представление о своих приоритетах в образовании студентов, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле здания организации, в специальном буклете и т.д.).
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с образовательным учреждением.
Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
- соблюдение этических норм и договоренностей;
- поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие;
- результативность.
Реальная работа с родителями может выражаться в таких направлениях, как:
- информирование;
- просвещение;
- консультирование;
- обучение;
- социальная и психологическая помощь семье.
В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.
В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретают наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах деятельности. Родительские собрания необходимо проводить в форме круглых столов, на которых будут решаться стратегические вопросы. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и образовательной организации является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третье условие эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Педагогу необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Эффективность взаимодействия также во многом зависит от умения педагога работать с родителями, находить с ними общий язык.[4, с.95]
В практике работы с родителями используются разнообразные формы и методы работы. Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями), коллективными (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).
Заключительная часть. Для полноценного взаимодействия родителей и образовательного учреждения имеет большое значение целенаправленное общение с семьёй. И задача педагога в организации сотрудничества с родителями инициировать воспитательную и педагогическую деятельность в семье, для приобретения ей общественно-значимого целенаправленного характера. Гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается включением в процесс воспитания и обучения и педагогов, и родителей. И преподаватель, и родитель имеют общую цель, заключающуюся в помощи студенту-подростку. И тогда, в результате взаимодействия семьи и образовательного учреждения он вырастет уверенным в своих силах, социально активным, всесторонне развитый, умеющий трудиться, получающий удовольствие от проделанной работы, физически и нравственно здоровый, хорошо усвоившим материалы будущей профессии и станет прекрасным специалистом.
Список использованных источников:
Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Илюшин Л.С. Компетентный подход в современном образовании: Материалы проекта НФНК. – СПб., 2002.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
3. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - №5.
О воспитании и наставлении детей. Автор: Новиков Н.И. Издательство: Классика КнигаФонда, 2009.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Институт психотерапии, 2003. – 319 с.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000.