СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагога и учащегося в педагогическом процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по педагогике, учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагога и учащегося в педагогическом процессе»

Взаимодействие педагога и учащегося в образовательном процессе «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка» В.А..Сухомлинский

Взаимодействие педагога и учащегося в образовательном процессе

«Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка»

В.А..Сухомлинский

Процесс образования (образовательный процеcc) Процессом образования (образовательным процессом), или педагогическим процессом называется совокупная деятельность обучающегося и педагога Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучающегося) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Образовательный процесс (процесс обучения) – это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми¸ включающее все элементы учебно-воспитательной работы Процесс осуществления образовательной деятельности обучающихся называется образовательным процессом .

Процесс образования (образовательный процеcc)

Процессом образования (образовательным процессом), или педагогическим процессом называется совокупная деятельность обучающегося и педагога

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучающегося) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Образовательный процесс (процесс обучения) – это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми¸ включающее все элементы учебно-воспитательной работы

Процесс осуществления образовательной деятельности обучающихся называется образовательным процессом .

Процесс образования (образовательный процеcc)

Процесс образования (образовательный процеcc)

Процесс образования (образовательный процеcc)

Процесс образования (образовательный процеcc)

Процесс образования (образовательный процеcc) Педагог Обучающийся Воспринимает и анализирует информацию, Учится (учит себя – приобретает знания, умения), т. е. выполняет учебную деятельность, формирует умения самообразования Передает информацию, демонстрирует умения. Организует познавательную деятельность обучающегося, помогает в решении образовательных задач Двухсторонний характер образовательного процесса

Процесс образования (образовательный процеcc)

Педагог

Обучающийся

Воспринимает и анализирует информацию, Учится (учит себя – приобретает знания, умения), т. е. выполняет учебную деятельность, формирует умения самообразования

Передает информацию, демонстрирует умения. Организует познавательную деятельность обучающегося, помогает в решении образовательных задач

Двухсторонний характер образовательного процесса

Взаимодействие педагога и обучаемого при традиционном обучении Действия учителя Действия учащегося Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание Информирует о новых знаниях, объясняет Осмысливает, углубляет понимание учебной информации Организует первичное осмысление учебной информации Организует обобщение знаний Обобщает усвоенный материал Закрепляет изученное путем повторения Организует закрепление учебного материала Применяет полученное в упражнениях, заданиях и пр. Организует применение знаний и оценивает степень их усвоения

Взаимодействие педагога и обучаемого при традиционном обучении

Действия учителя

Действия учащегося

Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание

Информирует о новых знаниях, объясняет

Осмысливает, углубляет понимание учебной информации

Организует первичное осмысление учебной информации

Организует обобщение знаний

Обобщает усвоенный материал

Закрепляет изученное путем повторения

Организует закрепление учебного материала

Применяет полученное в упражнениях, заданиях и пр.

Организует применение знаний и оценивает степень их усвоения

Взаимодействие педагога и обучаемого при проблемном обучении Действия учителя Действия учащегося Постановка проблемной ситуации Осознание проблемной ситуации. Актуализация усвоенных знаний. Направляющие указания. Наводящие вопросы, помогающие осознать проблему. Анализ исходных данных, Формулирование проблемы. Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации Выдвижение гипотезы. Ее обоснование Направляющие указания Проверка гипотезы. Решение проблемы Проверка решения. Сопоставление его с исходными данными Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления. Анализ действий учеников в ходе решения Анализ хода решения. Анализ ошибок Включение результатов решения в последующую учебную деятельность Обобщение и переход к новому материалу

Взаимодействие педагога и обучаемого при проблемном обучении

Действия учителя

Действия учащегося

Постановка проблемной ситуации

Осознание проблемной ситуации. Актуализация усвоенных знаний.

Направляющие указания. Наводящие вопросы, помогающие осознать проблему.

Анализ исходных данных, Формулирование проблемы.

Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации

Выдвижение гипотезы. Ее обоснование

Направляющие указания

Проверка гипотезы. Решение проблемы

Проверка решения. Сопоставление его с исходными данными

Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления.

Анализ действий учеников в ходе решения

Анализ хода решения. Анализ ошибок

Включение результатов решения в последующую учебную деятельность

Обобщение и переход к новому материалу

Процесс образования (образовательный процеcc) В образовательном процессе педагог осуществляет - воспитательную деятельность - образовательная деятельность - деятельность по развитию

Процесс образования (образовательный процеcc)

В образовательном процессе педагог осуществляет

- воспитательную деятельность

- образовательная деятельность

- деятельность по развитию

Функции образовательного процесса Функции Образовательная Развивающая Воспитательная Формирование мотивации к учебной деятельности Освоение научных знаний, умений и навыков Формирование опыта практической и творческой деятельности -Формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности - Освоение ценностных ориентаций  - Выстраивание взаимоотношений - Формирование личностных качеств, и отношений

Функции образовательного процесса

Функции

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  • Формирование мотивации к учебной деятельности
  • Освоение научных знаний, умений и навыков
  • Формирование опыта практической и творческой деятельности

-Формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности

- Освоение ценностных ориентаций

- Выстраивание взаимоотношений

- Формирование личностных качеств, и отношений

Закономерности образовательного процесса Результат образовательного процесса зависит от:    - Целей  - Социальной ситуации  - Характера взаимодействия педагога и обучающихся

Закономерности образовательного процесса

Результат образовательного процесса зависит от:

- Целей

- Социальной ситуации

- Характера взаимодействия педагога и обучающихся

Принципы обучения Название принципов Их характеристика Принцип воспитывающего и развивающего обучения Выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения. Характер и результаты образовательного процесса, Степень влияния обучения на развитие учащихся и направленность этого процесса определяются целями, методами и организационными формами обучения и личностью педагога. Принцип связи обучения с жизнью Основа этого принципа – теория познания. Он способствует формированию мировоззрения, повышает значимость образовательной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер, способствует конкретизации знаний и формированию умений применять их на практике. Принцип систематичности и последовательности В его основе лежит систематический характер научных знаний, мышления и обучения. Основы наук, изучаемые в школе, представляют собой системы логически взаимосвязанных понятий, законов ,теорий, отражающих объективные связи реальной действительности.

Принципы обучения

Название принципов

Их характеристика

Принцип воспитывающего и развивающего обучения

Выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения. Характер и результаты образовательного процесса, Степень влияния обучения на развитие учащихся и направленность этого процесса определяются целями, методами и организационными формами обучения и личностью педагога.

Принцип связи обучения с жизнью

Основа этого принципа – теория познания. Он способствует формированию мировоззрения, повышает значимость образовательной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер, способствует конкретизации знаний и формированию умений применять их на практике.

Принцип систематичности и последовательности

В его основе лежит систематический характер научных знаний, мышления и обучения. Основы наук, изучаемые в школе, представляют собой системы логически взаимосвязанных понятий, законов ,теорий, отражающих объективные связи реальной действительности.

Принципы обучения Название принципов Их характеристика Принцип сознательности и творческой активности обучающихся В педагогике установлена объективная закономерность между характером , степенью активности учащихся и результатами обучения – образовательными, развивающими, воспитывающими. Определена роль педагога в организации активной учебной деятельности обучающихся, постепенная передача в их руки учебных действий, по мере того как они овладевают умениями самообразования. Принцип положительного эмоционального фона Опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа с увлечением дает более высокий результат, чем работа вызывающая отрицательные эмоции, угнетающая. Принцип наглядности обучения Поскольку мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность лает обучающимся убежденность в истинности наблюдаемого и традиционно признается исходным началом обучения..

Принципы обучения

Название принципов

Их характеристика

Принцип сознательности и творческой активности обучающихся

В педагогике установлена объективная закономерность между характером , степенью активности учащихся и результатами обучения – образовательными, развивающими, воспитывающими. Определена роль педагога в организации активной учебной деятельности обучающихся, постепенная передача в их руки учебных действий, по мере того как они овладевают умениями самообразования.

Принцип положительного эмоционального фона

Опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа с увлечением дает более высокий результат, чем работа вызывающая отрицательные эмоции, угнетающая.

Принцип наглядности обучения

Поскольку мышление детей развивается от конкретного к абстрактному, наглядность лает обучающимся убежденность в истинности наблюдаемого и традиционно признается исходным началом обучения..

Принципы обучения Название принципов Их характеристика Принцип коллективного обучения и учета индивид. особенностей Выражает необходимость создавать условия для активной организованной работы всех обучающихся и индивидуально подходить к каждому. Гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся создает оптимальные условия для решения всех задач обучения. Принцип прочности результатов обучения и развития обучающихся. В его основе лежат объективные закономерности памяти, мышления, эмоциональной сферы личности, ,мировоззрения и их роль в жизни человека Принцип научности и посильной трудности Указывает на необходимость учета возрастных возможностей школьников в процессе приобщения их к научному знанию.

Принципы обучения

Название принципов

Их характеристика

Принцип коллективного обучения и учета индивид. особенностей

Выражает необходимость создавать условия для активной организованной работы всех обучающихся и индивидуально подходить к каждому. Гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся создает оптимальные условия для решения всех задач обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития обучающихся.

В его основе лежат объективные закономерности памяти, мышления, эмоциональной сферы личности, ,мировоззрения и их роль в жизни человека

Принцип научности и посильной трудности

Указывает на необходимость учета возрастных возможностей школьников в процессе приобщения их к научному знанию.