СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в образовательный процесс интернет-ресурсов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в образовательный процесс интернет-ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в образовательный процесс интернет-ресурсов.»

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

посредством включения в образовательный процесс интернет-ресурсов



Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула.


Н.В. Данилина,

педагог-психолог

МКОУ детского сада №19, г. Узловая, Тульская область.



Аннотация. В статье раскрываются особенности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в образовательный процесс интернет-ресурсов. Обобщается практический опыт педагога – психолога Данилиной Натальи Васильевны, использующей в образовательном процессе разнообразные формы, методы и приемы информационно-коммуникационных технологий с целью взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: интернет - ресурсы, взаимодействие, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители).


Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является одной из важных задач совершенствования системы дошкольного образования. Необходимо предоставить возможности каждому ребенку, независимо от особенностей его развития, реализовать свой потенциал. Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. Особенно важно включение родителей детей с ОВЗ в образовательный процесс дошкольной организации. Это обусловлено тем, что контакт детей с ОВЗ с окружающим миром сужен, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с различными проблемами обучения детей с ОВЗ, испытывают множество трудностей.

Одним из эффективных способов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей, воспитывающих детей с ОВЗ является использование информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет оптимизировать процессы понимания, усвоения детьми учебного материала, обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации образовательного процесса.

Вариантов применения ИКТ как средства взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в образовательном процессе достаточно много. Например, использование мультимедийной технологии можно представить как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Мультимедиа представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения.

Мультимедиа и интернет ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед педагогами возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» занятий и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и образовательной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т. п.). Появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа ресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

При использовании в образовательном процессе интернет ресурсов педагог получает возможность гибко менять формы взаимодействия с детьми (применение фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности выполнения образовательной деятельности, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля ребенка, представление ему возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.).

Следует отметить, что готовность педагога к инновационной деятельности в сфере использования в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации.

Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую образовательного процесса и позволяет создавать в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) единое образовательное пространство «Детский сад – семья».














Рисунок 1. Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно – коммуникативных технологий.


Использование интернет – ресурсов педагогами ДОО, в частности педагогом-психологом в работе с родителями детей с ОВЗ является актуальным и перспективным направлением в осуществлении функций просвещения и консультирования по различным вопросам родителей детей с ОВЗ. В тоже время такая форма работы с родителями детей с ОВЗ является одним из эффективных способов повышения педагогической компетенции родителей.

Практика использования интернет – ресурсов в ДОО – одна из форм поддержания связи с семьями воспитанников, которая имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными. Использование ИКТ в образовательном процессе предоставляет родителям возможность дистанционно общаться на наиболее проблемные темы, т.е. продумать вопросы педагогам, работающим с их ребенком, осознать предлагаемый ответ и совет, возможность вернуться к прочитанному.

В таких условиях педагог-психолог имеет возможность в реализации своих профессиональных и психологических интересов в процессе общения с родителями детей с ОВЗ. Возникает возможность и время подготовиться, пересмотреть специальную литературу по проблеме, получить консультации у специалистов (учителя–логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.).

Применение интерне-ресурсов в работе с родителями детей с ОВЗ дает возможность предложить родителям нужную информацию лично и оперативно. Информация об официальных событиях, ожидаемых мероприятиях, рекомендациях специалистов не проходит бесследно. Она хранится в памяти компьютера, родители к ней неоднократно могут обращаться. Правильная ориентировка родителей на самостоятельный поиск необходимой им информации позволяет повысить педагогическую культуру родительской общественности, способной оказать помощь педагогам ДОО.

Отметим, что в настоящее время перед образовательной организацией поставлена задача создание и функционирование официального сайта ДОО. На сайте детского сада есть «страничка педагога-психолога», на которой размещены рекомендации, консультации для родителей и педагогов, фотоотчеты о проведённых занятиях и др.

Педагог-психолог используя интернет-ресурсы сайта, целенаправленно приучает родителей заходить на сайт детского сада, рассматривать его как «помощника» в организации взаимоотношений с ДОО. Наибольший эффект дают сменные фотовыставки детей и их работ. Родители с удовольствием просматривают творчество своих детей, знакомясь параллельно с иной информацией.



















Рисунок 2. Страничка педагога – психолога.


Форма и способ подачи информации должны быть различны, так же ка и предлагаемое содержание, т.к. родителей детей нужно привлечь и заинтересовать. Поэтому предоставляемая родителям информация должна быть содержательной и в то же время краткой, эстетично оформлена. Информационные материалы должны регулярно обновляться, использоваться фотомонтажи, оригинальные названия рубрик.
















Рисунок 3. Информационные материалы.


В рубрике «Специалисты советуют» дается материал консультаций, рекомендаций, видео проведённых мастер-классов, семинаров.

Большим спросом у родителей пользуется электронная библиотека, в которую вошли современные публикации психолого-педагогической и методической литературы по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ дошкольного возраста.














Рисунок 4. Рубрика «Специалисты советуют».


В этой же рубрике создан раздел «Давайте поиграем». Это ссылки на полезные онлайн-игры. Заходя на сайт детского сада, в частности в данный раздел, родители могут открыть любую онлайн-игру. Это игры на развитие всех психических процессов ребёнка: внимания, мышления, воображения, памяти.













Рисунок 5. Ссылки на полезные сайты.


На сайте ДОО может быть создана рубрика «Обратная связь». Родители, не имея возможности прийти на консультацию (в силу разных обстоятельств), задают интересующие их вопросы. На страничке педагога-психолога тоже есть форма обратной связи, и все запросы автоматически поступают на мою личную электронную почту педагога-психолога, что отвечает принципам конфиденциальности.














Рисунок 6. Обратная связь.


Для общения родителей, педагогов, общественности в социальной сети «Одноклассники» создана группа «Детский сад № 19», где есть и подгруппа «Психолог и Я». Группа позволяет осуществлять обмен мнениями, привлекает внимание родителей к интересам и потребностям ребёнка, создан фотоальбом, в котором размещаются фотоматериалы с занятий.














Рисунок 7. Социальная сеть «Одноклассники».


От родителей, пользующихся соцсетью «ВКонтакте», поступило предложение создать группу в этой социальной сети. Посоветовавшись с администрацией, педагогами ДОО была создана группа «Планета Детства». В материалах данной группы размещаются наиболее интересные рекомендации, консультации, детские стихи, песни, объявления и др. Кроме этого в данной группе работает форум. Он дает возможность побеседовать со специалистами и родителями, получить отзывы на работу педагогов,  специалистов, администрации и социальных партнеров ДОО. Форум удобен тем, что информация хранится довольно долго, родители имеют возможность многократно обратиться к информации.

В рамках работы сайта ДОО мы ведем свою страницу в Инстаграм.















Рисунок 8. «Планета детства».














Рисунок 9. «Планета детства».


Следует отметить, что в ДОО широко практикуется дистанционное Онлайн-консультирование родителей. О проведении таких консультаций договариваемся через форму обратной связи.



























Рисунок 10. Онлайн – консультирование.

Одним из современных ресурсов в практике взаимодействия с родителями является электронная почта – доступный и надежный канал связи. Это позволяет педагогу делать именные рассылки, пересылать приглашения, частную информацию о состоянии здоровья и развитии ребенка.

Итак, организация образовательного интернет - пространства для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, психолого-педагогическое просвещение родителей средствами информационно-коммуникационных технологий является одним из эффективных путей работы с родителями детей с ОВЗ.

Список литературы и источников

Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – № 1. – С. 28.