Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума
План совещания:
1. Особенности организации ПМПК и ПМПк
2. Взаимодействие ПМПК и ППк образовательной организации
3. Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в ОО
4.. Шаблоны документов ППк
1.Особенности организации ПМПК и ПМПк
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) являются важными субъектами в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПМП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп); педагог- психолог; учитель-дефектолог; учитель-логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр); медицинская сестра. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.
2. Взаимодействие ПМПК
и ППк образовательной организации
Пункт 10 Положения о ПМПК (Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082)
§ проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
§ подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию
детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее
данных комиссией рекомендаций;
§ оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
детей, работникам образовательных организаций, организаций,
осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций,
других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции
нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и
(или) девиантным (общественно опасным) поведением.
3 ШАГА налаживания взаимодействия ПМПК и ППк
1. Определение способа взаимодействия
2. Предоставление корректной информации
об обучающихся
3.Осуществление мониторинга исполнения
рекомендаций ПМПК
ШАГ 1. Определение способа взаимодействия между ПМПК и ППк ОО
§ по телефону;
§ по электронной почте;
§ через форму обращения на сайте МАУ «ЦППМиСП»;
§ очные встречи (консультирование)
ШАГ 2. Предоставление корректных сопроводительных документов от
ОО при направлении обучающегося на ПМПК
§ выписка из ППк образовательной организации , осуществляющей психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
§ характеристика обследуемого: педагога (воспитателя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога , содержащая актуальные на момент
обследования сведения о результатах освоения основной образовательной программы обучающимся, выданная организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заверенная руководителем организации;
§ копии диагностических и (или) контрольных работ обследуемого обучающегося, заверенные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
§ оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике; для детей дошкольного возраста
– результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
ШАГ 3. Проведение мониторинга
Пункт 12 Положения о ПМПК (Приказ Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082)
«Комиссия имеет право осуществлять мониторинг учета рекомендаций
комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания
детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия
родителей (законных представителей) детей)»
§ порядок проведения мониторинга исполнения образовательными
организациями, рекомендованных в заключении ПМПК специальных
условий для получения образования обучающимися определяется
на уровне субъекта;
Таким образом, взаимодействие ПМПК и ПМПк осуществляется по следующим направлениям:
ПМПк | ПМПК |
направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов | | | проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк |
информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в рамках образовательного учреждения | | | оказывает информационно-просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения |
предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПК | | | осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК |
создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПк | оказывает методическую помощь ПМПк |
Взаимодействие ПМПК и ПМПк является необходимым для оказания эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении.
3. Организация деятельности
психолого-педагогического консилиума в ОО
Консилиум в ОО может быть психолого-педагогический или психолого - медико-педагогический Психолого-педагогический консилиум
§ является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, с целью
создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого- педагогического сопровождения.
1). Создание психолого-педагогического консилиума
- Приказ руководителя ОО;
- Положение о ППк.
2). Функции и состав психолого-педагогического консилиума
Цель: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и
адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического
сопровождения.
Задачи:
§ выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
§ разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
§ консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
§ контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Состав:
• председатель ППк – заместитель руководителя Организации,
• заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при
необходимости),
• педагог-психолог,
• учитель-логопед,
• учитель-дефектолог,
• социальный педагог,
• секретарь ППк (определенный из числа членов ППк).
3). Порядок обращения в психолого-педагогической консилиум
Действия при появлении в контингенте обучающегося с ОВЗ
Прием обучающегося с ОВЗ • Уже имеется заключение ПМПК; • Рекомендована АООП; • Рекомендовано сопровождение специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); • Определены условия получения образования. | Выявление обучающихся с ООП • Имеются трудности в усвоении основной образовательной программы (адаптационные, поведенческие, интеллектуальные, речевые и т.д.); • Требуется обследование специалистами ППк; • Необходимо направление в ПМПК для определения образовательного маршрута обучающегося. |
Прием обучающегося с ОВЗ.
• Копия заключения ПМПК хранится в личном деле обучающегося.
• Письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение обследования специалистами ППк.
Выявление обучающегося с ООП
(Направление в ПМПК. Запрос педагога)
• Наблюдение.
• Составление педагогической характеристики на обучающегося.
• Обращение к специалистам ППк (журнал обращения к специалистам).
• Письменное информирование родителей об имеющихся трудностях +
письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение
обследования специалистами ППк.
• Составление характеристик, рекомендаций специалистами ППк.
• Заседание ППк (в присутствии родителей с письменным информированием
о результатах обследования), т.е выпиской из ППк, для обращения в ПМПК для уточнения образовательного маршрута.
4). Документы психолого-педагогического консилиума
Все документы, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья или детей с временным трудностями в обучении, должны составляться по форме, указанной в Положении о ППк.
5). Запрос родителей:
§ Обращение к специалистам ППк (журнал обращения к специалистам).
§ Письменное согласие родителей (законных представителей)
на проведение обследования специалистами ППк.
§ Составление педагогической характеристики на обучающегося.
§ Составление характеристик, рекомендаций специалистами ППк.
§ Заседание ППк (в присутствии родителей с письменным информированием
о результатах обследования), формирование пакета для ПМПК.
Пакет документов для ПМПК выдается под подпись родителей. Второй экземпляр документов с печатью и подписью директора, с отметкой о том, что родитель согласен с рекомендациями остается в ППк.
6). Обследование обучающегося
§ Производится ТОЛЬКО с письменного согласия родителя (законного
представителя).
§ Может производиться как коллегиально, так и индивидуально каждым
специалистом.
7). Заключение и рекомендации ППк
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
§ разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
§ предоставление услуг тьютора ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь.