Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»
Подготовила воспитатель
«МБДОУ №134» г. Курска
Томинова Любовь Павловна
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
- ФГОС утвержден 17.10.2013 г., вступает в силу с 01.01.2014 г.
- ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
- Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, вовлечь родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив.
Закон «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания …
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации …
ФГОС дошкольного образования
- В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.
Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди основных принципов:
«3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Задачи взаимодействия ДОУ с родителями
Работать в тесном контакте с семьями воспитанников
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ
ДОСУГО-
ВЫЕ
НАГЛЯДНОИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ
- Совместные мероприятия с родителями
- Совместные мероприятия с родителями
- Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей
- Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей
ПОЗНАВА-
ТЕЛЬНЫЕ
- Донести до родителей любую информацию
- Донести до родителей любую информацию
- Изучение семье, ее особенности
- Изучение семье, ее особенности
Традиционные формы взаимодействия
Беседы
Совместные праздники
Родительские собрания
Посещение семей
Консультации
Работа с родительским комитетом
Оформление папок-передвижек и стендов
Выставки совместных работ
Нетрадиционные формы взаимодействия
Использование только традиционных форм работы с родителями сегодня недостаточно, необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей
Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт.
Некоторые педагоги имеют персональные мини-сайты
- Сайт ДОУ Детский сад комбинированного вида №134 (mdou134.ru)
- Персональный сайт воспитателя :
- Сайт в социальных сетях: https://vk.com/public187443171
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
- 1. Информационно - аналитические : проведение социологических опросов, срезов, анкетирование с помощью гуглформ
- 2. Досуговые формы работы : Совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах семейного творчества…
- 3. Познавательные формы:
- Открытые занятия, мастер-классы, «Семейная гостиная», семинары-практикумы…
- 4. Наглядно-информационные формы: Выпуск газет, информационные проспекты, организация дней открытых дверей организация мини-библиотек , сайт ДОУ…
Информационно - аналитические
Темы анкетирования.
1. «Знаете ли вы вашего ребенка?»
2. « Нужна ли современным детям народная культура?»
3. «Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению»
4. Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
5. Анкета для определения уровня знаний родителей о здоровом образе жизни и соблюдения его в семье.
6. Анкета для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
Совместные досуги и праздники.
ДЕНЬ МАТЕРИ
Совместные досуги и праздники.
Драматизация сказки « Мешок яблок»,
приуроченное к 8 марта
Совместные досуги и праздники.
«Умники и умницы»- Знатоки красивой речи
Совместные досуги и праздники.
Новый год
Участие родителей в досугах в ролях.
Совместные досуги и праздники
Творческая мастерская- « Ёлочные игрушки»
Совместные досуги и праздники
Творческая мастерская- «Храмы Курска»
Познавательные формы работы с родителями. Открытые занятия.
Развитие речи
Познавательные формы работы с родителями. Открытые занятия.
Лепка- кувшин из глины
Совместные досуги и праздники.
Акция – кормушка для птиц
Изготовление родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм
камин
Изготовление родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм
Банкомат
Участие родителей в проектной деятельности
Проекты:
1. «Путешествие в мир театра».
2. «Дорогою добра».
3. «Путешествие в страну Экономика».
4. «Люби и знай свой родной край».
5. «Народную культуру изучаем- традиции не забываем!»
Выставки совместных работ в рамках проектной деятельности
Бабушкин сундук
Выставки совместных работ в рамках проектной деятельности
Народные тряпичные куклы
Выставки совместных работ в рамках проектной деятельности
Звон колокола
Выставки совместных работ в рамках проектной деятельности
Рождественская звезда
Мастер-классы
дистанционно
Изготовление народной тряпичной куклы «Зерновушки»
Мастер-классы
дистанционно
Изготовление народной тряпичной куклы «Хороводницы»
Мастер-классы
дистанционно
Кукла «Коляда»
Мастер-классы
Изготовление пальчиковых кукол для театрализации в технике -валяние
Мастер-классы
Изготовление перчатковых кукол для театрализации из фетра
8
Мастер-классы
Изготовление платковых кукол
для театрализации
8
Мастер-классы
Изготовление кукол для фланелеграфа
8
Участие родителей в проектной деятельности
Мастер-класс:
«Акция добрых дел- подарок маме»
Участие родителей в проектной деятельности
Мастер-класс:
«Акция добрых дел- подарок маме»
Информационно-консультативная работа
Задачи:
-дать родителям представление о значимости совместной деятельности с детьми;
-расширить знания родителей о умениях и навыках детей согласно возрасту;
просвещение родителей в вопросах воспитания
Газеты, фотогазеты, выставки рисунков, папки передвижки, информационные проспекты…
Наглядно-информационные формы:
Страничка группы сайт
Страничка сообщество ВК
Цель:
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Формы проведения общения:
Информационные проспекты для родителей, организация Дня открытых дверей. Выпуск газеты, организация мини-библиотек , сайт ДОУ, сообщество в ВК
Заключение
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты:
- Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей;
- Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка;
- Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности;
- Повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;
- Повысилась культура межличностного взаимодействия родителей друг с другом, педагогами, детей в группе;
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяют решить те задачи, которые мы перед собой ставим.
Работа продолжается.
8
Спасибо за внимание!