Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
_______________________________________________________
140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23
Телефоны 44-2-7405, 44-2-7206. E-mail: vosk-school9@mail.ru
Выступление
на районном методическом объединении
на тему « Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно – воспитательного процесса. Интеграция воспитательных усилий школы, семьи, общества »
Выступила: учитель математики
Казарцева А.В.
Руководитель РМО
Сердюкова Л.В.
Воскресенск 2017 год
: Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно.
Ю.П. Азаров
Для того, чтобы говорить о необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи, посмотрим, как определяют значение понятия “семья” различные источники:
– совокупность близких родственников, живущих вместе. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка);
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 1999, Т. 2);
– общечеловеческая ценность;
– важнейший инструмент социализации подрастающего поколения;
– малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Российская семья в настоящее время не в полной мере справляется со своей социализирующей функцией, так как современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Кризисные явления в духовно-нравственной сфере жизни семьи многообразны:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
– супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением любви и духовного единства;
– почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака;
– супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
– фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
– утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
– традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
– культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
– родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;
– увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
– утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
– не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится “откупиться” от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
– утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
– чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения;
– нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
– духовно-нравственная неразвитость толкает подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
– у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
– в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компаниях сверстников.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи, так как семья является тем кирпичиком, из которого строится здание российского государства. И по тому, как государство в целом проявляет заботу о состоянии семьи, можно говорить о том, каким образом общество заботится о своем будущем.
Оздоровление российской семьи, сегодня становится приоритетной государственной задачей и 2008 год был назван руководителями страны «Годом семьи».
На всем протяжении развития человеческого общества семья, воспитание в семье всегда было важным и ответственным делом. В наше время, по данным всероссийского центра изучения общественного мнения за март 2013 года большинством респондентов плохое воспитание детей признано одним из самых аморальных действий.
Мне думается, выскажу общее мнение, что настало время ввести понятие профессии родителя. Ни для кого не секрет, что это тяжелый и ответственный труд. Труд, от которого напрямую зависит будущее государства.
Поэтому ответственность за то, каким будет подрастающее поколение, в равной степени несут как государство, в лице школы, так и семья в лице родителей. Одним из высоких званий в государстве, если оно заинтересовано в своем будущем, должны быть как педагог, так и родитель. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение, именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка:
именно здесь он рождается (желанный и нежеланный),
здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные или негативные),
первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные),
здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии добра, истины, красоты,
здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания.
Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Родительская общественность вместе со школой определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Большинство родителей отмечают доброжелательное отношение к ребенку, комфортную атмосферу в школе, полное взаимопонимание с учителями и администрацией школы.
Однако анализ практической деятельности показывает, что многие родители учащихся не проявляют интереса и не участвуют в школьной жизни.
Администрация и педагогический коллектив нашей школы не хотят мириться с таким положением, неинтересно жить «без проблем», отгородясь от возможных вопросов со стороны родительской общественности и поэтому в школе созданы благоприятные социально-педагогические, психологические, правовые условия.
Встает необходимость вооружить хотя бы часть родителей знаниями, умениями и навыками самоорганизации, осмысленного участия в школьной жизни.
На мой взгляд, ключ к решению данной задачи содержится в усилении общественного участия родителей в управлении образованием.
Если вооружить весь актив необходимыми организаторскими знаниями, умениями и навыками, то в итоге общественное соуправление выйдет на новую, до этого небывалую ступень и сможет «обогреть» заботой и вниманием подавляющее большинство школьного «населения».
И еще одно я знаю точно: «Содружество единомышленников – семьи и школы – ключ к развитию образовательного учреждения.
6