СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности школьника

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности школьника»

Семенова Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

Россия, г. Первоуральск, 2015г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация: В статье говорится о совместной деятельности семьи и школы по

развитию и воспитанию духовно-нравственной личности обучающегося. Указываются

зарекомендовавшие себя формы работы с семьей. Обозначаются показатели

мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций школьника.

Показывается динамика участия родителей в жизни школы.


Ключевые слова: образовательная деятельность, мониторинг, сотрудничество,

семья, школа, духовно-нравственное развитие и воспитание.


Государство сегодня одной из ключевых своих задач считает обеспечение духов-

но-нравственного развития и воспитания личности российского гражданина, особенно

школьника. В этом процессе основная роль принадлежит образованию, которое долж-

но обеспечить выполнение Федерального государственного образовательного стан-

дарта основного общего образования.

ФГОС ООО является общественным договором между семьей, школой и государ-

ством [2]. В этом договоре зафиксирована солидарная ответственность родителя и

педагога за результаты образования, в том числе и за духовно-нравственную состав-

ляющую. С задачей сегодняшнего дня одному учителю не справиться. Воспитание

эффективным будет только тогда, когда на помощь придет семья [1, с.104]. Взаимо-

действие школы и семьи приведет к запланированному результату и успеху в сов-

местной деятельности.

Сотрудничество с семьей в условиях школы – одно из направлений работы педа-

гога по формированию духовно-нравственной личности.

Какие же формы работы с семьей зарекомендовали себя в основной школе?

Это классные часы с приглашением родителей, выступления учащихся на роди-

тельских собраниях, совместное участие семьи и ребенка в акциях и ярмарках, прово-

димых школой, участие в спортивных мероприятиях и совместных проектах.

Махачкала, 20 декабря 2015 г. НИЦ «Апробация» / www.апробация.рф

Например, на классном часе «Учителями славится Россия» обучающиеся с инте-

ресом и удивлением слушают своих родителей, которые, волнуясь, рассказывают о

своих любимых учителях, показывают их фотографии, подписи в дневниках. Ребята

не могут поверить в то, что и родителей когда-то кто-то учил и те с благодарностью

вспоминают своих педагогов.

Станет ли личность духовно-нравственной – покажет дальнейшая жизнь ребенка.

Однако мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций ученика явля-

ется важным условием, обеспечивающим планирование, анализ и прогнозирование

работы педагога по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Показатели мониторинга могут быть следующими:

1) количество обучающихся, занимающих активную жизненную позицию (участие

школьников в работе Совета старшеклассников, в различных акциях; участие в

школьных, городских, всероссийских мероприятиях);

2) количество обучающихся, занимающихся дополнительным самообразованием

(занятость в кружках, секциях);

3) количество обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской и проект-

ной деятельностью;

4) количество обучающихся, совершивших правонарушения, состоящих на внут-

ришкольном учете, на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолет-

них и защите их прав.

В определении результативности и эффективности работы в данном направлении

активное участие принимают родители. Этому способствует тот факт, что сами роди-

тели принимают непосредственное участие в школьной жизни. Для педагога динамика

участия родителя (доля родителей от общего количества родителей учеников) – это

существенный показатель сотрудничества семьи и школы. Динамику можно просле-

дить по участию родителей в проектной деятельности, акциях, ярмарках, встречах,

Днях открытых дверей и других формах. Так, например, возрастает доля родителей –

участников коллективных проектов с 11% в 5 классе до 62% в 7 классе.

Последнее время повышается интерес к совместной проектной деятельности. Од-

ним из совместных проектов может стать проект под названием «Мои предки в годы

Великой Отечественной войны». Цель проекта – создание книги-памяти. Семьи соби-

рают информацию о своих родственниках-фронтовиках и тружениках тыла, пишут им

письма, посвящают свои стихи.

Вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного развития и воспитания

личности школьника позволяет, с одной стороны, оценить такие важные качества лич-

ности, как «усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение началь-

ного опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного со-

циального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию»,

а с другой стороны, сделать вывод о степени влияния семьи на данный процесс [2].

Результативность сотрудничества семьи и школы покажет время. Только со вре-

менем можно будет судить, на сколько глубоко близки ребенку духовно-нравственные

ценности.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для

учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 207с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.

№1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // xn 80abucjiibhv 9a.xn--p1ai