Семенова Екатерина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,
Россия, г. Первоуральск, 2015г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАНИЮ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Аннотация: В статье говорится о совместной деятельности семьи и школы по
развитию и воспитанию духовно-нравственной личности обучающегося. Указываются
зарекомендовавшие себя формы работы с семьей. Обозначаются показатели
мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций школьника.
Показывается динамика участия родителей в жизни школы.
Ключевые слова: образовательная деятельность, мониторинг, сотрудничество,
семья, школа, духовно-нравственное развитие и воспитание.
Государство сегодня одной из ключевых своих задач считает обеспечение духов-
но-нравственного развития и воспитания личности российского гражданина, особенно
школьника. В этом процессе основная роль принадлежит образованию, которое долж-
но обеспечить выполнение Федерального государственного образовательного стан-
дарта основного общего образования.
ФГОС ООО является общественным договором между семьей, школой и государ-
ством [2]. В этом договоре зафиксирована солидарная ответственность родителя и
педагога за результаты образования, в том числе и за духовно-нравственную состав-
ляющую. С задачей сегодняшнего дня одному учителю не справиться. Воспитание
эффективным будет только тогда, когда на помощь придет семья [1, с.104]. Взаимо-
действие школы и семьи приведет к запланированному результату и успеху в сов-
местной деятельности.
Сотрудничество с семьей в условиях школы – одно из направлений работы педа-
гога по формированию духовно-нравственной личности.
Какие же формы работы с семьей зарекомендовали себя в основной школе?
Это классные часы с приглашением родителей, выступления учащихся на роди-
тельских собраниях, совместное участие семьи и ребенка в акциях и ярмарках, прово-
димых школой, участие в спортивных мероприятиях и совместных проектах.
Махачкала, 20 декабря 2015 г. НИЦ «Апробация» / www.апробация.рф
Например, на классном часе «Учителями славится Россия» обучающиеся с инте-
ресом и удивлением слушают своих родителей, которые, волнуясь, рассказывают о
своих любимых учителях, показывают их фотографии, подписи в дневниках. Ребята
не могут поверить в то, что и родителей когда-то кто-то учил и те с благодарностью
вспоминают своих педагогов.
Станет ли личность духовно-нравственной – покажет дальнейшая жизнь ребенка.
Однако мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций ученика явля-
ется важным условием, обеспечивающим планирование, анализ и прогнозирование
работы педагога по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Показатели мониторинга могут быть следующими:
1) количество обучающихся, занимающих активную жизненную позицию (участие
школьников в работе Совета старшеклассников, в различных акциях; участие в
школьных, городских, всероссийских мероприятиях);
2) количество обучающихся, занимающихся дополнительным самообразованием
(занятость в кружках, секциях);
3) количество обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской и проект-
ной деятельностью;
4) количество обучающихся, совершивших правонарушения, состоящих на внут-
ришкольном учете, на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолет-
них и защите их прав.
В определении результативности и эффективности работы в данном направлении
активное участие принимают родители. Этому способствует тот факт, что сами роди-
тели принимают непосредственное участие в школьной жизни. Для педагога динамика
участия родителя (доля родителей от общего количества родителей учеников) – это
существенный показатель сотрудничества семьи и школы. Динамику можно просле-
дить по участию родителей в проектной деятельности, акциях, ярмарках, встречах,
Днях открытых дверей и других формах. Так, например, возрастает доля родителей –
участников коллективных проектов с 11% в 5 классе до 62% в 7 классе.
Последнее время повышается интерес к совместной проектной деятельности. Од-
ним из совместных проектов может стать проект под названием «Мои предки в годы
Великой Отечественной войны». Цель проекта – создание книги-памяти. Семьи соби-
рают информацию о своих родственниках-фронтовиках и тружениках тыла, пишут им
письма, посвящают свои стихи.
Вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного развития и воспитания
личности школьника позволяет, с одной стороны, оценить такие важные качества лич-
ности, как «усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение началь-
ного опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного со-
циального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию»,
а с другой стороны, сделать вывод о степени влияния семьи на данный процесс [2].
Результативность сотрудничества семьи и школы покажет время. Только со вре-
менем можно будет судить, на сколько глубоко близки ребенку духовно-нравственные
ценности.
Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 207с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.
№1897) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // xn 80abucjiibhv 9a.xn--p1ai