СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания младших  школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников. Из опыта работы.»



Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы.


Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.

Невозможно представить свою жизнь без семьи, без взаимосвязи поколений. А связь поколений невозможна без чувства любви к малой Родине, а затем и к своей стране. Поэтому я уделяю пристальное внимание формированию таких качеств как патриотизм и гражданственность. А основа этих качеств начинает закладываться именно в начальной школе и семье.

Великий историк Н.М. Карамзин писал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и, поэтому так важен уровень достижений каждого ребенка на данном возрастном этапе.

В своей работе я использую интересные познавательные и эффективные как традиционные, так и инновационные формы работы.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье.

Одной из форм такой работы является создание проектов «Мое семейное древо», "Семья - моя вселенная". Ребёнок вместе со своей семьёй проводит большую поисковую работу, связанную с историей семьи, анализирует и составляет древо. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. Такая совместная работа помогает ребятам понять значимость семьи, воспитывает у них любовь и уважение к старшему поколению.

В нашей копилке проектов есть и такие, как «Моя школьная семья», «Мой класс», «Моя школа», «Профессии моих родителей».

Воспитание нравственно-патриотических чувств к Родине, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, на примере своих прадедов позволяет коллективная работа ребят, родителей и учителя над проектами «Ветеран в моей семье», «Книги Памяти», «Я помню, я горжусь!», над созданием видеоролика «Мы помним…».

Мы принимаем участие в онлайн-акции «Бессмертный полк», в замечательном мероприятии «День улицы К.М.Блинова».

Совместная исследовательская работа учителей, родителей и детей позволяют ответить на вопросы: «Почему «Курск православный?», «Почему улица, на которой находится наша гимназия названа именем Константина Блинова?» и другие. В результате такой работы у детей появляется потребность ухаживать за памятниками и обелисками героев-курян, выпускников нашей гимназии, отдавших свои жизни в боях за Родину, Михаила Токарева, Егора Тухленкова. Ребята приносят к обелискам цветы, читают стихотворения о войне, о СВО, о Родине.

Мои воспитанники постоянные посетители единственного в России и на всем постсоветском пространстве музея «Юного Защитника Родины», посвященного подвигу детей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Дети с большим волнением слушают истории о подвигах юных героев-курян в годы Великой Отечественной войны.

Не менее значимой и интересной была встреча с сотрудниками Музея авиации Курской битвы поискового отряда «Курган». Она закончилась чтением детьми поэмы Роберта Рождественского «Реквием». Стало уже традицией проведение классных часов, в музее Боевой славы гимназии, чтение стихотворений на военную тематику, о Родине. Ребята моего класса участвовали во Всероссийском конкурсе чтецов «История Победы в стихах», который проводится в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Мой классный коллектив – участник патриотического флешмоба «Мы о войне стихами говорим. СВО. Суджа», который провели на Мемориальном комплексе «Памяти павших в Великой Отечественной войне».  Ребята проникновенно прочли стихотворение Юрия Непольского «Чтоб снова в Судже пели соловьи». Мероприятие завершилось возложением цветов  к Вечному огню и минутой молчания.

Важны встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий СВО. Они - частые гости на уроках Мужества, внеклассных мероприятиях «Разговоры о важном».

23 февраля - День Защитника Отечества. Наша Российская Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое, настоящее и мы верим - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это сегодняшние мальчишки и девчонки. Накануне этого праздника в нашем учебном заведении проходит торжественный «Парад войсковых частей» для учеников 3-х классов. Дети демонстрируют свои навыки и умение быть одной командой. На Параде присутствуют почётные гости – сотрудники отряда СН «Барс», командир поискового отряда «Курган» Алексей Сотников, Председатель Ассоциации «Соколы Маргелова» Владимир Армашов, а также родители и друзья конкурсантов.

Главными целями этого мероприятия являются воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; пропаганда военно-патриотического воспитания как важнейшего средства, способствующего всестороннему развитию личности.

Учащиеся моего класса - участники акций «Красная гвоздика», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти».

Доброй традицией стало у ребят отправлять письма Защитникам Родины на фронт. Каждый стремится написать участникам специальной военной операции слова благодарности за их смелость, отвагу и мужество, пожелания здоровья, победы и скорого возвращения домой к своим семьям. Конечно, добрые слова ребят смогут поднять боевой дух наших воинов и придать им сил.

Учащиеся с удовольствием участвуют в благотворительной акции «Ярмарка солидарности», навещают ветеранов войны. Здесь они душевно беседуют, слушают рассказы о подвигах в годы ВОВ, читают стихотворения, поют песни.

Воспитание гражданской позиции у детей, чувства любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими, культурными и природными ценностями родного города и региона является главным приоритетом моей работы.

Начиная с 1 класса, ребята посещают экскурсии на предприятия: кондитерский комбинат, комбинат хлебобулочных изделий, на КМА и в мастерскую по изготовлению изделий из соломы г. Железногорска, Курскую АЭС и др. Это способствует воспитанию профессиональных навыков у детей.

Ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором позволяет воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма. Для детей важно личное участие в мероприятиях. А фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Народные праздники: Масленица, Рождественские встречи, Святки - связанны с национальными традициями, характерными для нашего Курского края.

Такая работа способствует расширению знаний обучающихся об истории города, о современной жизни.

Школа – это маленькая планета, родное место для каждого человека, где могут происходить удивительные вещи.

Таким образом, гражданская позиция и патриотизм – важнейшие составляющие всесторонне развитой личности. А совместная работа школы и семьи позволит эту личность сформировать, заложить фундамент патриотического сознания, патриотических чувств, поведения гражданина–строителя и защитника Отечества.

И в конце хочется привести слова известного поэта, автора гимна нашей страны Сергея Михалкова: «Сегодня дети, а завтра – народ. Об этом мы должны всегда помнить.



Список использованной литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2012.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 гг.».

  3. Гревцева Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. - 2005. -- №9. С. 14-16.

  4. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 270 с.