СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие семьи и школы в создании развивающей образовательной среды через внеурочную краеведческую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания, направленное на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Раскрываются эффективные методы и формы работы, в процессе которых формируются коммуникативные знания и умения учителей начальных классов в области взаимодействия с детьми и их родителями.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы в создании развивающей образовательной среды через внеурочную краеведческую деятельность.»

Фролова Ольга Петровна

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13».

г.Чусовой, Пермский край

E-mail: olga-aspidova@yandex.ru

Взаимодействие семьи и школы в создании развивающей образовательной среды через внеурочную краеведческую деятельность.

Аннотация: данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания, направленное на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Раскрываются эффективнее формы и методы работы, в процессе которых формируются коммуникативные знания и умения учителей начальных классов в области взаимодействия с детьми и их родителями.

Ключевые слова: начальная школа, педагог, семья, воспитательная работа, коммуникативная компетентность.

Frolova Olga Petrovna

The teacher of elementary education,

Municipal budget educational institution

"The main secondary school №13».

Chusovoy, Perm Region

E-mail: [email protected]





The interaction of family and school in the creation of developing educational environment through extracurricular study of local lore.

Annotation. This article is devoted to the problem of spiritual and moral education aimed at the formation and development of spirituality, morality, citizenship and patriotism. Forms and methods of work are more effective, in the process of which communicative knowledge and skills of primary school teachers are formed in the field of interaction with children and their parents.

Key words: primary school, teacher, a family, educational work, communicative competence.

«Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному

селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитывать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к

родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории,

её прошлому и настоящему».

Академик Д.С.Лихачёв

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или письменно они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей стране, где сведения о родном крае, о событиях получали отражение в летописях и документах. В наши дни связь поколений утрачивается. Реальной угрозой для людей стали алкоголизм, наркомания. Идёт утрата культурного наследия русского народа.

Современная молодёжь всё меньше читает, - хотя именно сейчас книжное время. Литература издаётся разная. Надо помочь найти читателю свою книгу, а книге - своего читателя. Мы живём в крае с богатым культурно – литературным и историческим наследием.

Изучение родного края, глубже познать особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей практическую ценность. Принять участие в созидательной деятельности, развить свои творческие способности. Именно на это направлен наш проект под названием « На слиянии трёх рек». Мы предлагаем для реализации проекта формы внеурочной работы по краеведению. Данный проект реализуется по всей параллели начальной школы и это способствует развитию гражданско-патриотической личности, будит интерес у обучающихся к прошлому и настоящему своей Родины, сплачивает коллектив школы и семьи.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Цель проекта :

  • является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край,

  • его традиции и культуру, желающего принять активное участие в его развитии;

  • создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о родном крае;

  • способствовать развитию познавательного интереса к краеведению.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта «На слиянии трёх рек»:

  • Получение каждым обучающимся необходимого объёма знаний о родном крае, государстве в котором он живёт и его символах; о традициях, обычаях, нравах жителей Пермского края.


  • Укрепление семейных традиций (род, родственники, дом, общество).

  • Расширение знаний о фольклоре, литературе родного края,

изобразительном искусстве.

  • Составление паспортов интересных культурных объектов в Пермском крае.

  • Устойчивое желание участвовать в делах класса и школы.

  • Уметь добывать информацию, работая с архивом, литературой, наглядными пособиями.

  • Разработка программы мониторинга.

Основные направления проекта:

  • работа с семьёй;

  • связь с социумом;

  • воспитание экологической культуры.

Основной задачей в ходе реализации проекта должно стать признание самоценности каждой человеческой личности; зажечь свечу Добра, Любви, творчества в ребёнке; развивать умения находить как можно больше оттенков в жизни, видеть плюсы и минусы явлений, поступков; знакомить с символами христианской культуры; развивать способность к творческому мышлению; знакомить с основами русского традиционного наследия; с культурой родного края; воспитание нравственных качеств личности, любви к своей семье, к родному краю, Родине; формировать гражданское и патриотическое сознание. Данный проект актуален, так как многие русские люди утратили духовную связь с жизнью предков со своей культурой. На протяжении всего курса обучения обучающиеся знакомятся с историей своего города, края; с писателями и поэтами, жившими и живущими в Пермском крае, в родном городе. При изучении творчества писателей используются разнообразные формы работы: экскурсии в краеведческий музей, по родному краю, в музей под открытым небом; в дом – музей писателей проживавших в родном городе, встречи с исполнителями народных песен, частушек, наигрышей, уроки – путешествия в старину, ярмарки, проведение и знакомство с народными праздниками, встречи с писателями края, города, выставки книг, читательские конференции.

С 1 класса ребята знакомятся с произведениями пермских писателей. Данные произведения включаются в темы, обозначенные составителями действующих учебных книг. Используем знакомство с творчеством, культурой родного края и на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии, окружающем мире. Знакомим первоклассников с коми – пермяцкими детскими песенками, с коми – пермяцкими сказками, местным фольклором. Дети узнают, чем живет родной город, о животных и природе, делают интересные открытия, учатся вглядываться в окружающий его мир.

Во II классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Появляется новый школьный предмет «Литературное краеведение». Читают на этом уроке произведения фольклора коми – пермяцкого народа и других народов населяющих Пермский край (сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки), авторские сказки. Второклассники узнают, что мир велик и многообразен.

В III классе учащиеся открывают для себя мир литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, отрывки из автобиографического повествования. Встречи с писателями. Экскурсии по интересным местам родного города.

В IV классе школьники получают целостные представления о детской литературе и писателях Пермского края, об их героях, о темах и жанрах. Глубже знакомятся с историческим наследием своего края.

В ходе реализации проекта мероприятия намеченные в нём могут изменяться, уточняться, корректироваться. При реализации нашего проекта нашлись заинтересованные в продолжение нашей работы. Заинтересовались и родители. А итогом стала конференция, где всё то, что узнают дети за год, обобщено и представлено в виде: фоторепортажей, стенгазет, презентаций. Мы надеемся, что накопленный опыт работы окажется полезным для всех. Для родителей, детей, учителей. Укрепит семейные традиции, а учащиеся получат богатый багаж знаний о родном городе, нравах, обычаях жителей Пермского края.