Иванова А. В.
(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).
Выступление на педагогическом совете школы (30.03.2018 год)
(Слайд1) Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС
(Из опыта работы учителя начальных классов Ивановой А.В.)
Стандарты второго поколения говорят о том, что родители играют важную роль в обучении младших школьников. В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1.
(Слайд 2) Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
(Слайд 3) «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
В 2014 году я приняла свой 1 – класс. (Слайд 4) Всегда, когда набираешь 1 класс, волнуешься, как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Но ведь у нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека. Человека, который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Время пролетело незаметно. И вот мы уже выпускники. (Слайд 5) На протяжении всех лет обучения родители были моими союзниками, заинтересованными в успешности обучения и воспитания своих детей.
Родители активно стремятся к педагогическому самообразованию, пытаются разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ.
Начиная с 1- го класса, совместно с психологами школы, провожу глубокую всестороннюю диагностику. Диагностику уровня воспитанности; способностей, интеллекта школьников; культурного уровня; к чему каждый ребёнок склонен; каковы особенности его характера. Обязательно в индивидуальном порядке беседую с родителями, врачом, который прикреплён к нашей школе.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от нашей интуиции, мастерства.
Поэтому мы, педагоги, должны действовать в каждом конкретном случае из расчета, с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях я стараюсь избегать советов. Информирую, поддерживаю учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает мне. Иногда родители жалуются на своего ребёнка, говорят, что он непослушный, капризный. Стараюсь, чтобы родители искали и находили в своем ребенке что-то хорошее и индивидуальное. (Слайды 6, 7)
Основными формами работы с семьёй использую групповые и индивидуальные.
В индивидуальном порядке провожу беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. Беседую с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. (здесь важно доверительное отношение собеседников, когда содержание разговора не разглашается).
Посещая семьи и беседуя с родителями, узнаю о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляю, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, уделяю большое внимание здоровью ученика.
Используя групповые формы работы, провожу родительские собрания.
После собрания нередко вручаю родителям памятки: «Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий», «Как выйти из конфликтной ситуации со своим ребёнком», «Создание благоприятной семейной атмосферы». При необходимости приглашаю учителей-предметников на собрание. На собраниях знакомлю родителей с динамикой обучения, воспитания и развития детей.
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врачей, психологов. Причём, нередко привлекаю родителей для бесед с детьми. (Так, например, Назаров А.Л., врач, папа одной из учениц, беседовал с детьми о вреде компьютерных игр, о здоровом образе жизни. После чего дети с удовольствием писали сказки о вредных привычках).
Проводим совместные праздники с родителями, готовим праздничные музыкальные номера. (Слайды 8, 9, 10, 11). Радует инициатива родителей в подготовке выпускного вечера. Родители предложили своими усилиями подготовить праздничное мероприятие. Традиционно отмечаем дни рождения летних детей, которые организуем совместно. (Слайды 12,13). Вместе с родителями посещали музеи, выставки. (Слайды 14, 15). Мамы и папы нашего класса оказывают помощь в подготовке исследовательских работ.(Слайды 16, 17).
Родители активно поддерживают детей в их творчестве. На уроках литературного чтения мы часто инсценируем произведения, дети с родителями с удовольствием готовят необходимые атрибуты. (Слайды 18, 19, 21, 22, 23).
Нередко использую практикум, где предлагаю найти выход из какой-либо конкретной конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Провожу открытые уроки (Слайды 24, 25, 26), которые организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Традицией в классе является поддержка заболевших детей, когда при поддержке педагога и родителей, мы готовим сладкие гостинцы, рисунки, открытки для заболевших. А, если это возможно, то и навещаем их.
В классе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Со всеми родителями у меня очень добрые и доверительные отношения. Все проблемы, которые возникают, решаем совместными усилиями. Мы, педагоги, должны сделать так, чтобы контакт родителей, детей и учителей не был потерян.
И самое главное: родители должны быть уверены, что учитель всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем. (Слайд 27) “Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье” - сказал В. А. Сухомлинский.