УДК 378.1
Насонова Н.А., КГБ ПОУ ХТК, г. Хабаровск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ 1С В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ИТ-НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация: в статье рассматриваются методологические вопросы встраивания сертифицированных учебных курсов 1С в образовательные программы подготовки специалистов ИТ-направления.
Ключевые слова: бакалавр, математика, информационные технологии, информационные системы, профессиональные компетенции, компетентностный подход, 1С.
В течение нескольких лет в России происходит реформа системы образования, которая связана с повсеместным переходом на уровневую подготовку, модернизацией среднего профессионального образования внедрением новой нормативной базы в области содержания подготовки кадров, основанной на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и новом законе «Об образовании».
Ключевыми особенностями нового (третьего) поколения стандартов являются широкое использование компетентностного подхода и рамочное описание требований к содержанию учебных курсов. Это, с одной стороны, дает образовательным учреждениям больше свободы при проектировании своих основных (профессиональных) образовательных программ (ООП и ОПОП), а с другой – создает сложности их наполнения актуальным и конкурентоспособным содержанием.
В связи с этим перспективной тенденцией в области проектирования образовательных программ является ориентация на требования разработчиков технологий (вендоров) и работодателей, которые чаще всего формулируются в терминах индустриальных сертификаций, профессиональных и корпоративных стандартов. Включение соответствующих компетенций в прикладные составляющие моделей выпускников позволяет не только сделать их более востребованными на рынке, но и дает основания для всестороннего использования в учебном процессе современных решений ИКТ-вендоров, сертифицированных учебных курсов и других ресурсов.
Фирма «1С», являясь лидером отечественной ИТ-индустрии, уже много лет активно взаимодействует с системой образования и предоставляет широкие возможности по использованию своих разработок в учебном процессе. Встраивание сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы обусловлено современными тенденциями и является еще одним шагом, направленным на развитие и повышение эффективности взаимодействия с академической средой.
Возможность включения сертифицированных курсов «1С» или их части в содержание своей учебной дисциплины существует для всех инициативных преподавателей, однако с нормативной точки зрения для этого необходимо выполнить целый ряд формальных процедур:
составление и утверждение примерной (рабочей) программы дисциплины согласно внутренним регламентам образовательного учреждения;
подготовка учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), в который входят учебник или учебное пособие, методические указания по выполнению лабораторных работ и практических указаний, другие учебно-методические документы;
обеспечение доступности учебно-методического и материально-технического обеспечения всем учащимся (согласно нормативам Минобрнауки и требованиям стандартов), в том числе приобретения печатной учебной литературы (или лицензий на доступ к электронным версиям), необходимого программного и аппаратного обеспечения;
при использовании внешних учебных ресурсов необходимо обеспечить выполнение условий их предоставления, например, сертификацию преподавателя, ограничение доступа и контроль за распространением учебных материалов, другие требования;
согласование с требованиями ФГОС и включение дисциплины в учебный план (и основную образовательную программу) подготовки студентов, утверждение изменений в ООП (ОПОП) и учебном плане;
регулярная актуализация программы дисциплины, в том числе обновление списка литературы новыми изданиями, обеспечение их доступности для студентов;
кроме того, образовательные учреждения могут устанавливать дополнительные требования, связанные с внедрением балльно-рейтинговой системы, активных методов обучения, с мероприятиями по контролю качества образования и т.д.
Изменения в нормативной базе профессионального образования, связанные с принятием нового закона «Об образовании» и внедрением нового поколения стандартов, создают дополнительные сложности для эффективной реализации указанных процедур. В связи с этим все большую актуальность приобретают задачи нормативной и учебно-методической поддержки преподавателей, которые проводят или только планируют проведение занятий с использованием технологий и продуктов фирмы «1С».
Фирма «1С» создала развитую систему подготовки и сертификации различных категорий специалистов, использующих ее продукты и технологии. По наиболее затребованным на рынке направлениям «1С: Профессионал» и «1С: Специалист» насчитывается соответственно около 190 тысяч и более 57 тысяч человек, получивших сертификаты.
Ключевой особенностью третьего поколения образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС ВПО, ФГОС ВО, ФГОС СПО) является описание требуемых результатов обучения (освоения образовательных программ) в формате компетенций. В стандартах предыдущего поколения (ГОС-2) компетенции в явном виде не использовались – вместо них прописывались требования к содержанию образования в форме небольших аннотаций дисциплин.
В настоящее время в перечни направлений подготовки высшего образования, профессий и специальностей среднего профессионального образования входит более десяти ФГОС, которые можно отнести к области ИКТ. Каждый из них содержит ряд профессиональных и общекультурных компетенций, которые являются базовыми и обязательными для освоения студентами. При разработке основных образовательных программ (ООП) в вузах и основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в учреждениях СПО можно дополнить список компетенций ФГОС, отразив тем самым региональную, отраслевую или иную специфику, а также учитывая потребности работодателей и новые научно-технические достижения.
ФГОС ВО не содержат жестких требований к составу, наименованиям, трудоемкости и содержанию учебных дисциплин, поэтому при встраивании образовательных модулей нужно ориентироваться на соответствующие перечни компетенций.
ФГОС СПО имеют более жесткую регламентацию – в них представлен обязательный перечень дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК) с указанием трудоемкости изучения и перечислением требований к минимуму знаний, умений и практическому опыту. Это серьезно ограничивает возможность изменения образовательных программ в базовой части и оставляет широкие полномочия только для вариативной части.
При нормативном встраивании сертифицированных курсов «1С» в образовательную программу можно использовать два основных подхода:
Дополнение базового перечня ФГОС новыми компетенциями курсов «1С», которые заполняют «лакуны» стандартов и/или дополняют их с учетом актуальных потребностей рынка труда. В этом случае новые дисциплины реализуются в вариативной части образовательной программы;
Привязка курсов «1С» к базовому списку профессиональных, общекультурных и других компетенций ФГОС с целью обеспечения полного или частичного их развития. В этом случае новые дисциплины могут быть частично или полностью реализованы в базовой части образовательной программы.
Учебные курсы «1С» для ИТ-профессионалов могут быть встроены в различные образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета и магистратуры, в рамках которых осуществляется подготовка ИТ-специалистов. В текущей версии Рекомендаций для нормативного подтверждения соответствия учебных курсов «1С» требованиям стандартов рассмотрены компетенции 11 ключевых ИТ-направлений бакалавриата и трех ИТ-специальностей СПО.
В верхней части таблицы 3 представлены основные направления высшего образования, рекомендуемые для встраивания, а также приводятся соответствующие им коды. В первом столбце указаны новые коды направлений (только для бакалавриата), а в третьем – коды ФГОС ВПО (общие для магистратуры и бакалавриата). В нижней части таблицы 3 представлены ИТ-специальности СПО, рекомендуемые для встраивания учебных курсов «1С», а также приводятся соответствующие им коды 2009 и 2013 годов.
ФГОС по другим направлениям ВО и СПО, ФГОС магистратуры, образовательные программы (ООП, ОПОП), а также собственные стандарты университетов могут содержать другие наборы компетенций. В этом случае для нормативного подтверждения рекомендуется выбирать наиболее подходящие компетенции из рассмотренного списка, а при необходимости направлять в адрес разработчиков Рекомендаций вопросы и предложения по их расширению.
Сертифицированные учебные курсы «1С» для ИТ-специалистов (ИТ-профессионалов) ориентированы на различные роли и развивают компетенции в нескольких областях: базы данных, разработка, администрирование и консалтинг в области корпоративных информационных систем (КИС). В таблице 4 даны развернутые формулировки компетенций, которые могут быть использованы в образовательных программах на базе ФГОС, а также представлено их соответствие требованиям профессиональных стандартов в области ИТ.
Для построения качественных образовательных стандартов большое значение имеет их ориентация на реальные профессиональные стандарты, определяющие компетентностей и квалификационные требования к выполняемым работам ИТ-специалистами. В этом отношении большое значение имеют разработанные Ассоциацией производителей компьютерных и информационных технологий профессиональные стандарты, которые четко определяют по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию, стажу работы и сертификации. По областям, объектам и задачам профессиональной деятельности можно проводить сопряжение профессиональных и образовательных стандартов и осуществлять детальную разработку примерных образовательных программ. Концептуальная модель ФГОСа третьего поколения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Концептуальная модель ФГОСА 3-го поколения
Большую помощь в разработке проекта ФГОС третьего поколения по направлению «Прикладная математика и информатика» оказали ведущие специалисты компании 1С, которые помогли сформулировать основные профессиональные компетенции и требования к образовательным программам. Поэтому создание профессионального стандарта бакалавриата по информационным системам подтвердило концептуальное соответствие образовательного и профессионального стандартов. Вместе с тем, после этого в образовательном стандарте были проведены уточнения. Концептуальная модель учебного плана по прикладной математике и информатике представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Концептуальная модель примерного учебного плана по профилю «Прикладная математика и информатика»
Одним из важных конкурентных преимуществ направления «Прикладная математика и информатика» является сильная составляющая учебных планов, связанная с глубоким изучением студентами дисциплин конкретной прикладной области применения информационно-коммуникационных технологий и разработки проектов информатизации и автоматизации решения прикладных задач.
В бакалаврской образовательной программе большое внимание уделяется не только фундаментальной математической подготовке, связанной с изучением различных разделов высшей математики, методов оптимизации и исследования операций, математического и имитационного моделирования, а также фундаментальным основам теории систем и системного анализа и информатики. Очень ценным является введение основополагающих для различных прикладных областей дисциплин, базирующихся на изучении информационных систем на платформе «1С: Предприятие».
Дисциплины, в которых используется программа сертифицированных курсов, направлены на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Например, для бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика» в рамках дисциплины «Практикум на ЭВМ» реализуются две компетенции: ОПК-1: способностью использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики, основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой; ПК-2: способностью понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат. Реализация компетентного подхода позволяет подготовить студентов к получению знаний и умений в отрасли применения ИТ-технологий.
Студенты ДВГУПС, обучающиеся по специальности «Прикладная математика и информатика» знакомятся с программами фирмы «1С» на занятиях по предметам «Предметно-ориентированные информационные системы», «Корпоративные информационные системы», «Проектирование информационных систем», «Практикум на ЭВМ». Следует отметить, что опираясь на данные о трудоустройстве выпускников прошлых лет, видно, что знание «1С» пригодилось практически всем выпускникам, независимо от места работы.
Кроме того, после окончания учебных курсов у студентов есть возможность проверить свои знания и умения в процессе тестирования по тестам, разработанным фирмой «1С». Конечно, для этого необходимо много времени потратить на самоподготовку, но тем самым приобретаются более глубокие знания. Целью подготовки специалистов является подготовка таких профессионалов, которые смогут подтвердить свою квалификацию сдачей сертификационного экзамена и получение сертификата фирмы «1С». Сертификат качества знаний бывает двух уровней: «1С: Профессионал» или «1С: Специалист». Именно такие сертификаты являются лучшей рекомендацией для молодого специалиста, не имеющего трудового стажа, только что закончившего институт. Фирменные сертификаты позволяют специалисту найти себе достойную высокооплачиваемую работу. Следует отметить, что потребности рынка г. Хабаровска в сертифицированных программистах, способных сопровождать «1С: Предприятие» удовлетворены лишь на 40%.
Сейчас уже можно достаточно четко сказать о высоком престиже этой профессии в среде профессионального круга IT-специалистов в области автоматизации бизнеса и корпоративных решений. Для начинающих специалистов важно не просто «научиться программировать», а сразу правильно понять «вектор» развития профессионализма разработчика в этом направлении и целенаправленно двигаться по нему.
Список литературы:
1. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание – М.: Национальное образование, 2012. –С. 24.
2. История магистратуры. Электронный ресурс. Режим доступа: www.IBSM.ru/.../magistraturahistory/.
3. Убоженко Е.В. Субъекты инноваций в инновационном образовании будущего // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Материалы международной научно-практической конференции с элементами научной школы длямолодых ученых-49-Евсевьевские чтения; Мордовский государственный педагогический институт- Саранск, 2014. - 214с.
4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.
5. Асатрян А.А. Методическое пособие по эксплуатации крупных информационных систем на платформе «1С: Предприятие 8» / А.А. Асатрян, А.Б. Голиков, Д.А. Морозов, Д.Ю. Соломатин, Ю.А. Федоров - М.: 1С -Паблишинг, 2017, - 219 с.
6. Радченко М. Г. Практическое пособие разработчика 1С Предприятие 8.3: учебное пособие/ М.Г Радченко, Е. Ю Хрусталёва - М.: 1С-Паблишинг, 2013, – 872 с.
7. Кожевникова Т.В., Насонова Н.А. Разработка прикладного решения на платформе «1С: Предприятие 8.3»: сб. лаб. работ/ Т.В. Кожевникова, Н.А. Насонова – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2018. – 78 с. : ил.