Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
имени П.М.Стратийчука»
с.Курсавка Андроповского района Ставропольского края
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ПОЛИКЛИНИКИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОСЛАБЛЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
из опыта работы учителя физической культуры Спиваковой И.С.
2023
В настоящее время общеобразовательная школа работает в новых условиях — в условиях реформы. Новое содержание учебных программ а следовательно, и учебников может в известной степени увеличить объем учебной нагрузки. Существует мнение, что возможности разгрузки учащихся следует искать не в сокращении объема нагрузки, а в большей упорядоченности, лучшей организации режима учебы и отдыха, в частности их двигательного режима. Это позволит школьникам овладеть большим объемом знаний, повысить успеваемость, а также улучшить свое здоровье и физическое развитие.
В упорядочении двигательного режима школьников должны быть, естественно, заинтересованы и родители.
К сожалению, еще многие из них не учитывают всей важности двигательного развития ослабленных детей, недооценивают огромной пользы правильно организованных физических упражнений и игр в условиях семьи и школы.
Я постоянно бываю на собраниях, во время личных встреч с родителями веду большую разъяснительную работу о необходимости правильного отношения к занятиям, физическим упражнениям, к соблюдению режима дня, питания и закаливания. Постоянно убеждаю родителей в том, что двигательная активность, особенно ослабленных школьников, повышает их работоспособность и успеваемость, укрепляет здоровье.
Информирую родителей о тех заданиях, которые получают их дети, и слежу за тем, чтобы они обязательно выполнялись. Так, упражнения на ловкость и силу можно использовать как дополнение к утренней гимнастике; упражнения, предупреждающие и исправляющие различные отклонения от нормального развития костно-связочного аппарата, можно выполнять в ходе физкультминуток. Другие упражнения можно совмещать с прогулками, пребыванием на площадке.
Правильное, регулярное выполнение заданий по физкультуре оказывает благотворное воздействие на здоровье учащихся, одновременно удовлетворяет потребность в движении, содействует проведению содержательного и полезного досуга.
Родители, дедушки и бабушки должны быть уверены в том, что специально подобранные учителем физкультуры вместе с врачом физические упражнения предупредят или исправят искривление позвоночника, помогут бороться с избыточным весом, укрепят отстающие в развитии мышцы детей. И эту уверенность необходимо передавать детям.
В повышении оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями большую роль играют положительные эмоции. Увлекательные упражнения и игры поднимают настроение. Заинтересованность упражнениями побуждает ребят к активным действиям, энергичным движениям, что содействует их нормальному физическому развитию. Благоприятно влияют положительные эмоции на функции важнейших внутренних органов, на самочувствие и на само поведение детей. Ссоры, обиды вызывают отрицательные эмоции, нарушают ход нервных процессов, вредят здоровью.
Известно, что большое значение в оздоровлении школьников, в повышении защитных сил юного организма, в преодолении различных недугов имеет закаливание. Закаливание должно стать особым разделом работы учительских коллективов с родителями и учащимися. Закаливать — значит повышать естественную способность организма приспосабливаться к окружающей внешней среде и развивать его защитные силы. Закаленные дети меньше подвержены простудам, ангине, гриппу и многим другим инфекционным заболеваниям, они легче переносят болезни.
Правильное закаливание благоприятно влияет на самочувствие и поведение детей. Использование естественных средств природы (воздуха, воды и солнечного облучения) постепенно превращается у них в потребность, устойчивую привычку. Закаливание должно проходить под контролем взрослых.
Я советую родителям, как правильно закалять ребенка, учитывая его возраст, состояние здоровья, физическое развитие. Детей, перенесших какое-либо заболевание, ослабленных, нервно-возбудимых или отнесенных к СМГ, закаливать надо чрезвычайно осторожно. Важно, чтобы соответствующие времени года и условиям быта семьи закаливающие процедуры проводились систематически, круглогодично -лишь тогда закаливание будет наиболее эффективным.
Если ребенок заболеет и у него поднимется температура, то закаливающие процедуры следует временно прервать и возобновить лишь тогда, когда разрешит врач.
Воздействие закаливающих процедур, их резкость и длительность надо усиливать постепенно. Следует предостерегать детей, особенно подростков, от увлечения внешними эффектами, ходьбой в зимнее время с непокрытой головой, от слишком длительного пребывания в воде низкой температуры, от стремления поскорее загореть и т. п.
Д
лительное переохлаждение тела, внезапные, слишком резкие переходы от тепла к холоду, злоупотребление солнечным облучением отрицательно сказываются на детском организме, особенно если он недостаточно подготовлен к этому, не обладает большой сопротивляемостью к воздействию естественных сил природы.
При дозировке резкости или длительности закаливающих процедур следует внимательно наблюдать за тем, чтобы они не. вызвали у ребенка неприятных ощущений, а тем более боязни, отрицательного к ним отношения. Исходя из этих наблюдений, учитель рекомендует одним ребятам более замедленный ход увеличения дозировки, другим — более быстрый.
Закаливание водой — одно из самых эффективных гигиенических процедур. Водные процедуры являются своеобразной гимнастикой кровеносных сосудов кожи. Они укрепляют нервную систему и рекомендуются детям всех возрастов с соблюдением соответствующей дозировки.
Закаливание водой надо проводить круглогодично, начиная с обтирания и постепенно переходя к обливанию. Обтирание тела после утренней гимнастики производят губкой или тряпочкой, смоченной в воде. Начинать обтирание надо водой от.+30° до +28°, постепенно снижая температуру до +22° и + 20°, после чего сильно растереть кожу сухим (лучше мохнатым) полотенцем.
Более сильное воздействие на организм оказывает обливание, которое вызывает энергичное сжатие сосудов с последующим быстрым расслаблением. Обливание на свежем воздухе рекомендуется проводить в теплое время года. В плохую погоду или при слишком сильном ветре обливание производится в помещении. Обливаться можно из кувшина, ведра или таза, из садовой лейки. Дозировка температуры воды подобна той, что и при обтирании: от +30° до +20°.
При обливании под душем к температурному воздействию воды присоединяется массирующее действие. Продолжительность душа может быть от 10—15 с до 1—2 мин.
После обливания (и душа) надо тщательно вытереться, крепко растирая тело.
Утреннее умывание также можно использовать как закаливающую процедуру, изменяя температуру воды в зависимости от возраста детей и степени их закаленности (по рекомендации врача с учетом диагноза заболевания).
Мытье ног перед сном имеет не только санитарное, но и закаливающее значение (при соответствующей дозировке температуры воды). Сначала можно мыть ноги немного подогретой, а затем водой комнатной температуры.
Купание в естественных водоемах (речке, озере) — один из лучших способов закаливания детей в летнее время. Сочетание действия воды, воздуха, солнечных лучей и движения
(игры, плавание) оказывает благотворное воздействие на организм. Купание возможно только при хорошем самочувствии — при насморке, кашле, недомогании нельзя разрешать детям купаться. Входить в воду надо сразу. Разница между теплым телом и прохладной водой вызывает хорошую кожную реакцию. Не следует только входить в воду разгоряченным (после бега, игр). Выходить из воды надо до появления второго озноба (ощущение первого озноба испытывается при входе в воду, затем оно проходит, сменяясь приятным ощущением тепла). Выйдя из воды, дети должны насухо растереться полотенцем.
Воздух воздействует на кожу своей температурой, влажностью, движением частиц.
Закаливание воздухом повышает способность организма противодействовать переохлаждению, помогает легче приспосабливаться к резким переменам внешней температуры.
Для того чтобы использовать закаливающее воздействие воздуха в помещении, его надо постоянно проветривать. Зимой, как правило, помещение проветривается утром, днем и вечером. В морозную погоду можно приоткрывать форточку или фрамугу и па ночь, укрывая детей потеплее.
Закаливание воздухом в виде воздушных ванн хорошо сочетать с выполнением утренней гимнастики, которую надо проводить в основательно проветренном помещении или на открытом воздухе (при температуре не ниже +15°). Выполнять упражнения лучше в легком костюме (майка, трусы, тапочки).
Полезна пятиминутная воздушная ванна перед сном при температуре воздуха не ниже +18°. Она укрепляет нервную систему ребенка, содействует спокойному, глубокому сну.
Закаливанию воздухом способствуют игры, занятия во дворе, на площадке, прогулки и экскурсии. Определенное режимом время пребывания детей на воздухе должно строго соблюдаться. Важно заботиться о том, чтобы одежда детей была удобной, легкой, не стесняла движения, соответствовала времени года.
В летнее время полезно хождение босиком. Это эффективное закаливающее средство.
Воздушные ванны летом можно проводить на прогулках в прохладные пасмурные дни или в теплые, но не в солнечные. Во время таких процедур дети могут заниматься играми, собирать ягоды, цветы, грибы. В более холодные, ветреные дни прием воздушных ванн ограничивается до 15—20 мин, для подростков — 20—25 мин. В теплые дни, а по мере привыкания ребят и в более прохладные время на воздушную ванну в движении можно увеличить до одного часа.
Как известно, закаливание солнечными лучами улучшает самочувствие, однако пользоваться этим видом закаливания следует очень осторожно. Слишком длительное пребывание на солнце не имеет ничего общего с закаливанием, а приносит организму только вред, расслабляя его, понижая защитные силы.
Для принятия солнечных ванн выбирают сухое ровное место. Защищенная от солнца голова должна находиться выше ног. Сначала ребенок ложится на подстилку животом вниз, руки под голову, ноги в стороны. Но в. таком положении он остается только четвертую часть всего времени, отведенного для загорания. Через каждую четверть времени ребенок поворачивается с живота на левый бок, затем на спину, затем на правый бок. Лежа на боку, ноги лучше раскинуть, мышцы расслабить, а верхнюю руку положить под голову. Таким образом, большая поверхность тела находится на солнце.
К мерам закаливания следует отнести также и систематическое проветривание учебных и спортивных помещений, занятия физкультурой в помещений и на улице в облегченной одежде (с соблюдением температурных норм и насыщенности урока), подвижные игры и прогулки на воздухе, занятия лыжным и конькобежным спортом во внеклассное время.
Эффективность воздействия физических упражнений и мер по закаливанию возрастет в полной мере, если будут выполняться необходимые гигиенические требования.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья особенно важна правильная организация перемен: возможность выйти на улицу, в хорошо проветренное помещение для того, чтобы активно подвигаться там и снять умственное и статическое физическое напряжение.
Домашние задания учащимся необходимо выполнять в определенные часы, лучше спустя 1,5—2 ч после школы. Причем этот промежуток времени тоже должен быть использован для активного отдыха на свежем воздухе. Домашние задания нужно выполнять с перерывами в 5-—10 мин: через каждые 40— 45 мин (для детей среднего и старшего школьного возраста и подростков) и через 30—35 мин (для детей младшего возраста). Во время перерывов дети также должны активно двигаться, выполнять простые гимнастические упражнения или просто ходить, глубоко дыша через нос.
Для всех детей огромное значение имеет сон. Дети младшего возраста должны спать 10—11 ч в день, среднего — 9— 10 ч, старшего — 8—8,5 ч. Детям с отклонениями в состоянии здоровья или перенесшим острые заболевания хорошо поспать еще и днем в течение часа после обеда на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении.
Свободное время такие дети также должны проводить в виде активного отдыха на свежем воздухе не менее 3—3,5 ч — для детей младшего возраста, 2—2,5 ч- старшего возраста, а в выходные дни вдвое больше. Все это улучшает реабилитацию организма ослабленных детей и ускоряет их перевод в подготовительные и основные группы.